Аутизм у детей

Аутизм -

не заболевание, а комплекс расстройств развития нервной системы; взаимодействие между генетическими и средовыми факторами приводит к возникновению клинического континуума, обозначаемого как расстройства аутистического спектра.

Греческое слово «autos» переводится как «сам».

Аутизм означает «замыкание в себе».

В 1911 году Блейлер ввел этот термин для описания одного из симптомом шизофрении. С тех пор как в 1943 году Каннер описал понятие «детский аутизм», представления об аутизме претерпели существенные изменения.

Расстройство спектра аутизма (ASD) является сложной недееспособностью развития; признаки обычно появляются в раннем детстве и влияют на способность человека общаться и взаимодействовать с другими.

Внешние проявления аутизма:
  • Нарушения языка тела и устной речи
  • Затруднено понимание и использование языка тела, особенно мимики; затруднено восприятие речевых интонаций и телесных контактов с другими людьми.
  • Одна из выраженных проблем заключается в том, что у детей с аутизмом нарушено целостное восприятие социальных сигналов.
  • Нарушение понимания внутренних переживаний других людей
  • Слабая эмоциональная эмпатия
  • Кроме того, при аутизме имеется ряд симптомов, которые носят вторичный характер.
  • Ребенок больше интересуется вещами , чем людьми
  • Обращение с предметами носят необычный характер
  • Затруднение в установлении зрительного контакта
  • Нарушение вокализации
  • Плохо развиты моторные навыки
  • Отсутствие речи, либо ее задержка
  • Отсутствие простой манипуляции с игрушкой
  • Присутствуют необычные реакции на запах, вкус, внешний вид, ощущения, звук.
  • Эхолалия

Диагноз аутизм применяется на основе анализа всех форм поведения и определения их тяжести. В основе аутизма лежит нарушение развития мозга или его повреждение. Неблагоприятное влияние со стороны окружения ребенка ни в коем случае не является единственной или основной причиной. Теория о причине аутизма не может базироваться на основе неврологических и генетических нарушений.

О норме

Контакт между матерью и ребенком начинается вскоре после его рождения. Ребенок рано реагирует на лицо и голос матери. Он узнает их и может отличить лица и голоса других людей. Ребенок быстро начинает смотреть в глаза матери. Установление глазного контакта – одна из первых форм социального поведения.

В таблице представлены основные сведения о развитии ребенка в норме.

3 месяца 7 месяцев 1 год 2 года 3 года
* Появляется социальная улыбка, ребёнок сообщает, что с ним происходит лицом и телом
* Поднимает голову при лежании на животе
* Суёт пальцы в рот
* Интересуется свисающими игрушками и бьёт по ним руками
* Хватает погремушки и трясёт ими
* Всматривается в лицо
* Следит за движущимися объектами
* Узнаёт близких людей
* Улыбается на звук голоса матери
* Присутствует гуление
* Подражает некоторым звукам
* Поворачивается по направлению услышанного звука
* Наслаждается социальной игрой типа: «Ку-ку»
* Интересуется своим изображением в зеркале
* Борется за предметы, если не дотягивается до них
* Реагирует на своё имя
* Начинает демонстрировать нежелание что-либо делать, например, есть
* Присутствует лепет
* Переворачивается из стороны в сторону
* Хватает одной рукой предмет
* Передаёт предмет из руки в руку
* Стесняется или обеспокоен незнакомыми ему людьми
* Плачет, если мама или папа уходят
* Получает удовольствие от имитации
* Повторяет звуки
* Подаёт руку, если Вы предлагаете ему свою
* Использует предметы по прямому назначению (пьёт из чашки, телефон подносит к уху)
* Реагирует на «нельзя»
* Использует простые жесты, такие, как мотание головой (нет)
* Играет со своим голосом (меняет тональность)
* Говорит «да», «мама»
* Использует восклицания: «О»!, «Ура!»
* Пытается повторять слова
* Ползает вперёд на животе
* Пытается удержать равновесие, когда стоит сам
* Способен передвигаться по дому, опираясь на мебель
* Вставляет предметы в сортер
* Способен выкинуть предметы из двух рук
* Имитирует поведение других, особенно взрослых
* Нервничает в компании других детей
* Всё больше демонстрирует свою независимость
* Находит предметы, даже если они не в поле зрения
* Начинает сортировать по цветам и фигурам
* Показывает предмет или изображение, когда он уже назван
* Говорит несколько слов (15-18 месяцев)
* Использует простые фразы (18-24 месяца)
* Использует от 2 до 4 слов в предложении
* Выполняет простые инструкции
* Повторяет слова из услышанного разговора
* Носит с собой игрушку при передвижении
* Имитирует взрослых и своих приятелей
* Непроизвольно показывает привязанность к друзьям
* Принимает участие в играх и понимает значения слов «мой» «его», «её»
* Открыто выражает широкий диапазон эмоций
* Без труда отделяется от родителей
* Играет с куклами, машинками, животными
* Сортирует предметы по форме и цвету
* Складывает пазл из 3х и 4х деталей
* Понимает большинство предложений
* Может назвать своё имя, возраст
* Поднимается по лестнице и спускается
* Удерживает карандаш

К сожалению, от аутизма нет волшебной таблетки. Аутизм не лечится, но существует множество стратегий и методов, которые помогают обучать и развивать ребенка.

Если вы нашли схожие признаки из всех перечисленных особенностей выше, необходимо как можно скорее пройти диагностику у следующих специалистов: психиатр, невролог, логопед, специалист по сенсорной интеграции.

Раннее выявление аутизма имеет решающее значение.

Работать с ребенком специалисты начнут в раннем возрасте, и, как показывает практика, это оказывает огромное влияние на поведение ребенка, его функционирование и будущее благополучие.