Нейропсихология и полезные знания

Нейропсихоло­гический подход к жизни человека или зачем нам нужен мозг? 

Каждый день, готовясь ко сну, я непременно думаю о завтрашнем дне: как проснусь, что увижу, чем буду завтракать и чем займусь. Сегодня я проснулась от шума дождя. Я поняла, что это он, даже, не открывая глаз. “А может это шум от шланга, поливающего соседский газон, а не дождь!” - будете переубеждать меня Вы. Нет, абсолютно точно дождь. Как я это поняла? Очень просто.

Изначально, я услышала шум, а именно его зарегистрировали слуховые рецепторы, значительно “активизировавшись”, они передали информацию к первичным нейронам, не минуя синаптические щели.

Необходимо сказать и о том, что я внимательно слушала шум, отделяя его от второстепенных, для меня на тот момент, неречевых звуков.

В мозге данная история происходила так: активизировавшись клетки, оказывают друг на друга “тормозящий эффект”.

Тормозная клетка тормозит расположенные рядом нейроны, тем самым ограничивая их рецепторные поля, позволяя тем самым выделить доминантную часть информации.

И, наконец, почему же дождь?
Происходит сравнение сенсорных характеристик с опорой на полученный ранее опыт. Полученный сигнал интерпретируется, опираясь не только на чувственный опыт: у каждого человека он свой (Тактильный “мокро, холодно”, вкусовые “безвкусная жидкость”, обонятельные “свежесть” и т.п.), но и на когнитивную составляющую, базирующуюся на этом опыте (выделение как общих, так и различных признаков, соотнесение с той или иной категорией, выражающие наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности и т.п.). И самая последняя ступень ответная реакция на стимул. Она может быть разной: двигательной, когнитивной или эмоциональной.

Например: резко встать и пойти открыть окно или испугаться, вспомнив, что оставили сушиться бельё ночью на улице, охнув несколько раз и т.п. На словах объяснить просто, а какой сложный процесс организует наша нервная система.

Буквально, вчера я сидела в уютном кафе и рассматривала прохожих, потягивая вкусный горячий американо, при этом пыталась вслушиваться в сплетни, сидящих неподалеку девушек. Вспоминая вышесказанное Вы наверняка сможете описать весь процесс, происходящий в головном мозге в этот момент. Активизировалась, практически вся, модально - специфическая кора (слуховая, зрительная, тактильная), а также обонятельные и вкусовые зоны, хаотично зажигая каждую область мозга в целом.

“Что за области?”- спросите Вы.
- С радостью отвечаю: Кора головного мозга (лат. cortex cerebri) — занимает ведущую роль в осуществлении высшей нервной деятельности.

Кора большого мозга покрывает поверхность полушарий, напомним Вам, что их два, и образует большое количество различных по глубине и протяженности борозд. Между бороздами расположены различной величины извилины большого мозга. Полушарие разделено на пять долей. Четыре из них примыкают к соответствующим костям свода черепа, а именно:

  • лобная доля (лат. lobus frontalis)
  • теменная доля (лат. lobus parietalis)
  • затылочная доля (лат. lobus occipitalis)
  • височная доля (лат. lobus temporalis)

За каждой из долей (областей) закреплен ряд функций, обозначим самые известные и понятные для восприятия. На основе анализа многочисленных нейропсихологических исследований А. Р. Лурией (советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии) была разработана структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности (функции, выполняемые в ходе взаимодействия человека с миром и другими людьми). Она характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности.

Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

Первый блок регуляции уровня активности мозга (Энергетический)

включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Функциональное назначение данного блока раскрывается в регуляции процессов активации: “В обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности, а так же является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов”. Например: не спала я всю ночь, а утром на работу и хожу весь день со сниженным тонусом. Следовательно первый блок играет не последнюю роль в регуляции эмоциональных процессов, процессов внимания и памяти да и сознания в целом.

Второй блок приема, переработки и хранения поступающей извне информации:

Здесь правят балом все анализаторные системы, опять же вспоминаем, описываемый мной процесс распознавания шума дождя и случай в кафе: зрительная, слуховая и кожно-кинестетическая, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

Что интересно, кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов (первичные и вторичные поля) и «периферию» (третичные поля):

Первичные поля

Каждому участку рецепторной поверхности (зрительные, тактильные, вкусовые, слуховые и т.п.) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Тем самым реализуя тонкий анализ различных физических параметров стимулов определенной модальности (съел редьки кусок и сразу ощутил резкий вкус следовательно образ сформировался.)

Вторичные поля

Принимают наиболее усложненную информацию с периферии, функционально объединяя разные анализаторные зоны и осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности (более сложный анализ образа, более детальная характеристика. Форма, запах.)

Третичные поля (ассоциативные зоны)

Многофункциональны и находятся вне «ядерных зон» анализаторов, а на периферии при этом не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами. Получают информацию от неспецифических подкорковых ядер, в которых суммируется информация от нескольких органов чувств, что позволяет анализировать и интегрировать тот или иной объект в ещё более абстрагированной и обобщенной форме. (Сбор всей существенной информации, которая говорит нам, что перед нами действительно редька). Эти области называются также зонами перекрытия анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО.

Третий блок – блок программи­рования регуляции и контроля за протеканием психической деятельности:

Анатомически представлен моторными, премоторными и префронтальными отделами коры лобных долей мозга (смотри анимационное изображение). Функционально обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Например: Заболел живот и этот дискомфорт прямо влияет на ваше настроение. А еще хуже, что эта ситуация резко случилась в общественном месте и вам приходится усиленно контролировать себя, свое состояние и свои действия или укусила меня пчела. И я заранее знаю, что это больно. Я чувствую боль, соответственно. Прикидываю уровень опасности, мысленно выстраиваю программу действий и регулирую свое поведение, в соответствии с выбранной программой. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Самое же главное, что ни один блок не работает в разрыве. Именно комплексная работа мозга порождает те или иные реакции.

Резюмируя вышесказанное, мы с Вами возвращаемся к вопросу “Зачем же человеку мозг?”

Ответ банален до безумия: без работы мозга в целом, ни одна область не работает отдельно, в этом я Вас уверяю, мы теряем способность чувствовать, контролировать положение своего тела, думать и решать не только математические задачки, но и трудные жизненные ситуации, сопоставлять предшествующий опыт нынешнему, выстраивая программу действий, мы не сможем коммуницировать и использовать речь, в принципе без “правильной работы” всех высших психических функций (быть в сознании, готовым регистрировать, интерпретировать речевые сигналы, сопоставлять их с ранее услышанными, сравнивать, обобщать и воспроизводить).

Все, что мы можем и умеем благодаря непрерывно действующим процессам в центральной нервной системе.

Нейропсихолог

Евгения Миронова