Агнозия у детей

Гнозис — способность узнавать.
Агнозия — нарушение узнавания.
Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам — периферическим частям анализаторов. Степень значимости каждого их них различна.

Для современного человека наиболее актуальными остаются зрительный и слуховой гнозис. В зрительном выделяются предметный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.

Предметный зрительный гнозис

Наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря ему человек различает предметы. взаимодействовать с другими.

Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Маленькому ребенку до 2 лет понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Начиная с 2-летнего возраста, их зрительный гнозис усложняется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Со временем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в зна­чительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

Цветовой гнозис

Также развивается постепенно. Вначале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем, менее яркие - белый, черный, коричневый, оранжевый. При этом дети, рисуя, могут изобразить траву красной, небо — зеленым и др. Такое «свободное обращение» с цветом вполне допустимо. Не следует исправлять ребенка, меняя выбранный им цвет на другой, более реалистичный. Аналогичным образом следует относиться и к самим изображениям предметов. Несоблюдение пропорций, подчеркнутая геометризация рисунка детей до 5 лет — явление вполне нормативное.

К 6-7-летнему возрасту усваиваются не только цвета спектра, но и их оттенки. Умение подобрать оттенки к цвету принято, оценивать и как свидетельство зрелости цветового зрительного гнозиса, и как продвижение в мышлении, а именно в способности к классификации явлений. Детям становятся доступными рисунки, стилизованные в значительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

Лицевой гнозис

Особый вид зрительного гнозиса. Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для общения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис

Это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки. Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей.

Слуховой гнозис

Характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Такое восприятие обозначается как сукцессивное. Следовательно, слуховые сигналы требуют сукцессивного анализа и синтеза последовательно поступающих акустических раздражителей. Это отличает его от тактильного и зрительного гнозиса, организованных не во времени, а в пространстве Пространственные стимулы воспринимаются не последовательно (сукцессивно), а одномоментно. Одномоментное восприятие обозначается как симультанное.

Восприятие какого-либо из фрагментов слуховой информации не обеспечивает ее понимания в целом. В связи с этим важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок приобрел способность прослеживать различные следующие друг за другом цепочки слуховых стимулов, например, мелодий, слов.
Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы:
  • Восприятие речевых звуков
  • Восприятие неречевых звуков

Важно учитывать, что слуховое восприятие, как и другие высшие формы гнозиса, является активным процессом, включающим в свой состав:

  • Моторные компоненты: имитация и пропевание, для освоения неречевых шумов и развития музыкального слуха;
  • Проговаривание, для развития речевого слуха.

Наиболее важное для человека речевое слуховое восприятие организовано в фонематическую систему, формируемую в системе данного языка. Фонема (единица речевого акустического восприятия) является основной смыслоразличительной единицей речи.

Тактильный гнозис

Это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.