Что такое сенсорная интеграция

Что такое сенсорная интеграция (SI)?
Вы сидите в уютном кафе, вам приносят горячий кофе, вы ВИДИТЕ чашку, в которой кофе, вы ЧУВСТВУЕТЕ запах кофе, ОЩУЩАЕТЕ тепло, исходящее от него, и наконец пробуя, вы понимаете, что это кофе, и не спутаете с компотом или газировкой.

В сенсорной интеграции нас интересуют 8 чувств. Это: обоняние, осязание, вкус, зрение, слух, проприоцепция, вестибулярная и интероцепция, они определены ниже.
5

чувств нам известны, а что значат три последние?

Проприоцепция

Наши мышцы и суставы имеют крошечные сенсорные рецепторы, которые говорят нашему мозгу, где находятся наши части тела. Когда вы кладете ложку себе в рот, вам не нужно смотреть на ложку, чтобы увидеть, где она находится, или почувствовать, что ваш рот знает, где положить ложку; вы знаете, где ваша рука по отношению к вашему рту. В основном ваши проприоцептивные рецепторы дают вам эту информацию.

Затем ваш мозг использует эту информацию для планирования движений, чтобы вы могли координировать свое тело.

Вестибулярная система

В нашем внутреннем ухе у нас маленькие, заполненные жидкостью каналы, жидкость в этих каналах движется каждый раз, когда мы двигаем головой. Рецепторы в этих каналах поднимают направление движения и направляют эту информацию в наш мозг. Поэтому мы знаем, движемся ли мы вперед, назад, бок о бок, наклоняем голову, поворачиваем или двигаемся вверх и вниз.

Еще раз, наш мозг использует эту информацию для планирования движений и помогает нам поддерживать наш баланс.

Интероцепция

Это довольно новая область для обсуждения в сенсорной интеграции; Интероцепция - то, как наше тело говорит нашему мозгу о том, что происходит внутри нашего тела, когда мы голодны или чувствуем себя полными, когда наше сердце бьется быстро или когда у нас такое ощущение бабочек в желудке.

Если ребенок закрывает уши, желая приглушить громкие звуки, или наоборот радуется, когда телевизор включен на всю громкость, любит шумные места, толпу, жестко отвергает пищу определенной текстуры(не ест мясо, не слизкую пищу, во время еды часто может давится. Неуклюж, во время одевания трудно управлять конечностями, ваш ребенок не может усидеть на месте, его как будто разносит, все эти перечисленные симптомы, могут говорить о дисфункции сенсорной интеграции.

Что это такое?

Сенсорной интеграция - это способность нашей нервной системы давать адаптивный ответ, соответствующий окружающей среде. Нарушение обработки процесса сенсорной интеграции делится на три категории.

I. ЧУВСТВА

Вопрос Часто Иногда Редко
Чувства / прикосновения: ВАШ РЕБЕНОК
1 Избегает или не любит, когда у него грязные руки?      
2 Расстраивается при умывании лица?      
3 Расстраивается при расчесывании волос или стрижке ногтей?      
4 Предпочитает одежду с длинным рукавом даже когда жарко?      
5 Избегает носить одежду из определенных тканей?      
6 Имеет проблемы со сменой одежды при смене сезонов?      
7 Избегает ходить босиком, особенно по песку или траве?      
8 Раздражается от ярлычков на одежде?      
9 Жалуется, что носки неправильно одеты?      
10 Жалуется на сбитые, неровные простыни?      
11 Стремится вырваться, если удерживают или обнимают?      
12 Испытывает дискомфорт, если к нему дружески прикасаются другие?      
13 Чаще предпочитает трогать других, чем позволять прикасаться к себе?      
14 Часто сталкивается с другими детьми или толкает их?      
15 Кажется, чрезмерно боящимся щекотки?      
16 Чрезмерно чувствителен к боли и беспокоится от малейшей царапины?      
17 Демонстрирует сенсорную заинтересованность- часто дотрагивается к разным по текстуре поверхностям?      
18 Часто тянет в рот предметы или одежду?      
19 Не может определить, какую силу необходимо приложить, например, когда гладит кошку?      

 

II. ДВИЖЕНИЯ

Вопрос Часто Иногда Редко
ДВИЖЕНИЯ: ВАШ РЕБЕНОК
1 Становится беспокойным или подавленным, когда его ноги отрываются от земли?      
2 Избегает карабканья или прыжков?      
3 Демонстрирует нежелание участвовать в спортивных или подвижных играх?      
4 Боится ловить мяч?      
5 Проявляет страх падения или высоты?      
6 Не любит лифты или эскалаторы?      
7 Не любит ездить на машине?      
8 Не любит действий, при которых голова наклонена вниз (как при мытье головы) или переворотов через голову (сальто)      
9 Любит, когда опрокидывают вниз головой или поднимают высоко вверх?      
10 Ищет возможности любых движений?      
11 Наслаждается каруселью и быстрой ездой?      
12 Часто и подолгу прыгает на кровати или другой пружинящей поверхности?      
13 Любит кружиться вокруг себя?      
14 Раскачивается телом или качает головой?      
15 Целенаправленно стучится головой?      
16 Бросается для развлечения на пол, стены, других людей?      
17 Слишком раскованно играет?      

 

III. ВИЗУАЛЬНЫЕ

Вопрос Часто Иногда Редко
Визуальные: Ваш ребенок
1 Быстро теряет внимание к визуальным стимулам?      
2 Выражает дискомфорт от яркого света?      
3 Избегает или испытывает трудности при прямом визуальном контакте?      
4 С трудом выбирает один предмет из многих, как, например, при поиске определенной игрушки в коробке с игрушками?      

 

IV.ЗВУКОВЫЕ

Вопрос Часто Иногда Редко
Звуковые: Ваш ребенок
1 Становится невнимательным или у него проблемы, когда вокруг очень шумно?      
2 Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие шумы?      
3 Любит производить громкие звуки?      

 

V. ВКУС И ЗАПАХ

Вопрос Часто Иногда Редко
 
1 Исследует предметы, обнюхивая их?      
2 Кажется, раздраженным запахами, которые другие люди не замечают?      
3 Жует или лижет несъедобные предметы?      

 

НАВЫКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОЩУЩЕНИЯМ

I. УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Вопрос Часто Иногда Редко
Ваш ребенок:
1 Все время активный и все время в движении?      
2 Слишком суетится, сидя на стуле во время еды или выполнения заданий?      
3 Может быть неосторожным или импульсивным?      
4 В игре кажется агрессивным?      

 

II. ПИТАНИЕ

Вопрос Часто Иногда Редко
Ваш ребенок:
1 Нуждается в помощи при кормлении?      
2 Как правило, ест неряшливо?      
3 Часто проливает жидкости?      
4 Слюнотечение?      
5 Проблемы с жеванием?      
6 Имеет проблемы с глотанием?      
7 Имеет проблемы или не любит есть пищу, состоящую из кусочков, например, супы с кусочками продуктов?      
8 Набивает рот или кладет слишком много еды в рот сразу?      

 

III. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Вопрос Часто Иногда Редко
Ваш ребенок:
1 Часто теряет вещи, например, домашнее задание или пальто?      
2 Легко теряется?      
3 С трудом переносит изменения в планах или ожиданиях?      
4 С трудом переключается с одного вида деятельности на другой?      
5 Нуждается в дополнительной помощи, чтобы начать задание или дело?      
6 Быстро становится рассеянным во время игры или работы?      
7 Трудно удерживать внимание?      

 

IV. СОН

Вопрос Часто Иногда Редко
Ваш ребенок:
1 Имеет нерегулярные промежутки сна?      
2 Часто просыпается ночью?      
3 С трудом засыпает?      
4 Нуждается в меньшем количестве сна, чем другие дети?      

 

V. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

Вопрос Часто Иногда Редко
Ваш ребенок:
1 Плохо ладит с другими детьми своего возраста?      
2 Слишком восприимчив к критике?      
3 Кажется, слишком беспокойным или испуганным?      
4 Имеет тенденцию быть тихим или замкнутым?      
5 Легко расстраивается?      
6 Может быть конфликтным и упрямым?      
7 Часто подвержен вспышкам раздражения и злости?      
8 Кажется, что он нуждается в большей защите от жизни, чем другие дети?      

Давайте, разбираться, что это за категории, на обычных примерах из жизни. И как может влиять ДСИ (дисфункция сенсорной интеграции) на жизнь.

Если у ребенка, есть проблемы в нарушении модуляции ощущения и у него сверхчувствительность, то ребенок избегает прикосновений, а если испачкается, немедленно просит, чтобы вытерли. Также ребенок может избегать определенные материалы в одежде, или к консистенции пищи (избегать твердую, мокрую), избегает движения, предпочитает меньше двигаться. Не уверен и боится упасть или потерять равновесие, в машине укачивает.

А если ребенок с пониженной чувствительностью, то он не осознает грязное лицо, рук или одежды, часто не определяет прикасались к нему или нет. Не замечает и не возражает, когда его передвигают, не замечает падений (таких детей я называю «экстремалы», практически ничего не боятся). Может долго кружиться и не испытывать при этом головокружения.

Если ребенок, любитель валяться в лужах, может скидывать игрушки со стеллажей и бесцельно в них рыться, жует несъедобные предметы, трётся об стены, мебель, специально сталкивается с людьми, то это означает, что ребёнок в поиске ощущений! Больше, ещё больше! Такой непоседа жаждет быстрых вращательных движений, постоянно движется, суетится, встает вверх ногами. Любить тесные прикосновения, прижиматься, обниматься, таскать тяжелые предметы. Очень активный на игровой площадке, все энергичные занятия его.

Итак, подобрались к нарушению различия ощущений. Если у вас нет данного нарушения, то вы с легкостью определите с закрытыми глазами, текстуру дерева и бумаги, или определите по вкусу где лимон, а где острый перец. А по запаху четко определите где кофе, а где чай с жасмином. Детям, у которых есть данное нарушение, это даётся очень трудно, либо вообще не удается… Такие дети не могут сказать, к какой части тела до них дотронулись, плохо справляется с кнопками, пряжками. Плохо владеет столовыми приборами. Не чувствует, когда падает. Неуклюж, испытывает трудности при одевании. Не может различать отчетливые запахи, например, лимона, уксуса, мыла. НЕ может различать вкусы или сказать, когда пища слишком острая, солёная или сладкая. Выбирает или отвергает пищу только по ее виду.

Вот и подобрались к третьей категории нарушения сенсорной интеграции — это двигательные нарушения.

Двигательные нарушения могут быть связанные с положением тела, а также из-за диспраксии, проблема с действием (я не могу это сделать, например, преодолеть полосу препятствий. У ребенка с нарушением положения тела, может быть «вялый тонус» мышц, слабость при захватывании предметов, выраженная сутулость, трудности с переносом веса с ноги на ногу, и при бросании мяча. Легко теряет равновесие при ходьбе, спотыкается об воздух. Трудно использовать обеих сторон тела для симметричного прыжка (ребенок при прыжке дотрагивается ногами до поверхности не одновременно, то есть одна нога запаздывает).

У ребёнка с диспраксией проблемы с действием, таким детям сложно осуществить произвольное действие. Проблемы с пониманием, как проделать новое сложное движение. Такому ребёнку сложно спускаться и подниматься с лестницы. Может быть неуклюж, неповоротлив и очень неосторожным, с таким ребенком вечно что-то происходит. Имеет трудности при сосании из соски или через трубочку, при жевании и глотании, с удержанием рта закрытым, могут быть проблемы артикуляции звуков, ребенок не может воспроизвести артикуляционную позу произвольно.

Случай из практики: ребенок на занятии был очень активен, ни минуту не мог усидеть на месте, мог резко встать, открыть шкаф взять блокнот и положить мне в сумку, его мог отвлечь абсолютно предмет, находящийся в поле зрения.

Причины возникновения нарушения процесса обработки сенсорной информации

  • Генетика и наследственность.
  • Внутриутробные состояния, если мама принимала алкоголь и наркотики во время беременности, сильный эмоциональный стресс, проблемы с плацентой.
  • Недоношенность и низкий вес при рождении.
  • Родовая травма.
  • Послеродовые обстоятельства.