Речевые расстройства

Часто люди путают термины «речь» и «язык». Давайте разберемся.
Речь -

это словесное производство языка, то есть акт произнесения слов.

Язык - (языковая система)

это концептуальный процесс, посредством которого человек может понять то, что говорят другие, а также общаться с помощью слов.

Виды нарушений

Заикание - человек знает, что он хочет сказать, но не может произнести слова плавно.

Дизартрия также является нарушением речи, обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляция - означает способность произносить звуки, слоги и слова с помощью произносительных органов. Нарушение артикуляции относится к состоянию, в котором ребенку трудно произносить согласные и гласные звуки. Это делает речь ребенка невнятной и трудной для понимания. При этом ребенок может сохранять слоговую структуру слова и правильно использовать грамматику.

Диспраксия является неврологическим заболеванием, в основе которого лежат нарушения в праксисе и планировании движения для достижения заданной цели.

Особенности диспраксии:

  • нарушение артикуляции
  • речевые высказывания короткие, звуки речи искажены
  • изменчивость и не постоянство (ребенок может сказать слово, а на следующий день не суметь его произнести)
  • большие трудности с длинными словами
  • речь ограничивается одним словом или слова часто выражаются с большим усилием и ребенок может сделать несколько попыток, прежде чем правильно их произнесет

Моторная алалия - расстройство языковой системы, при котором ребенок не может выразить себя в устной форме с использованием соответствующей грамматики. Дети с таким нарушением могут говорить короткими и менее сложными предложениями, в отличие от других детей своего возраста. Грамматика обычно бедна и грамматические ошибки, как правило, отличаются от типичных ошибок детей в изучении языка.

Сенсорная алалия - это расстройство языковой системы, где у ребенка есть трудности в понимании языка, даже если интеллект сохранен. Афазия тоже является языковым нарушением, встречается только у взрослых.

Речевая агнозия одна из самых тяжелых форм языкового расстройства. Ребёнок не способен распознавать звуки и речевые фонемы. Поэтому может сложиться впечатление, что ребенок как будто глухой, поскольку не откликается на имя, не реагирует на вопросы, команды. Такие дети способны произносить звуки или слова, но они не имеют смысла в происходящем моменте.

Общие симптомы языковых расстройств:

  • нет лепета к 10 месяцам
  • ребенок не использует указательный жест к 18 месяцам (1,5 года)
  • активный словарный запас к 2 годам составляет менее 50 слов
  • нет простых предложений в 2 года
  • не понимает слова или команды, если родитель указывает или использует жесты (к 12 месяцам)
  • ребенок не использует слова для коммуникации, только повторяет слова других людей без интереса к диалогу

Родители могут понять, что говорят их дети раньше людей, которые находятся вне семьи. К 4-летнему возрасту детская речь должна быть понятной для других людей вне семьи почти в 100% случаев. Лабораторного теста диагно-стики расстройства языка пока не существует.

Дорогие родители, важно понять, что ЗРР в виде чистого диагноза не существует. Задержка речевого развития – это сложившийся факт, данность. Под ней скрывается нарушение.

Один из самых важных и этапов в терапии и реабилитации ребенка - определить вид нарушения и степень его тяжести. Ребенку необходима подробная диагностика у логопеда, невролога нейропсихолога и эрготерапевта.

Психологическое консультирование может быть полезно для тех детей и подростков, у которых есть вторичные психологические проблемы, включая депрессию и низкую самооценку. В общении с ребенком вам может быть не приятно обнаружить, что он не может вести диалог, что слова едва понятны, либо ребенок не слышит и не понимает вашу речь. Для родителей важно оказывать позитивную поддержку ребенку и проявлять терпение в связи со сложившимися особенностями развития.