Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия

это импрессивное расстройство языка

Сенсорная алалия является языковым расстройством и часто сопровождается диспраксией и дисфункцией сенсорной интеграции.

В некоторых исследованиях, где основное внимание уделялось детям с тяжелыми проблемами понимания, возникал вопрос: «Трудности в понимании являются слуховыми или исключительно лингвистическими нарушениями?»

В ряде исследований ключевым моментом стало определение связи между дефектами речи и ненормальным восприятием речи. Несколько исследователей определили и описали разнообразие когнитивных задач, которые вызывают трудности у детей с алалией.

Часто существует разрыв между формированием понимания речи и развитием остальных когнитивных функций. В этом смысле, можно сказать, что сенсорная алалия представляет собой специфическую недостаточность всех необходимых компонентов для полноценного развития языка.

Алалию связывают с патогенетическим процессом, затрагивающим развитие систем мозга, отвечающих за речь и языковые функции.

То есть, имеет смысл рассуждать, что в основе нарушения лежит неспособность ребенка к слуховому и речевому восприятию. Ребенок «обесценивает речь», происходит нарушение когнитивных функций.

В данной статье я выдвигаю предположение, что в основе нарушения в развития языка лежит не способность усваивать его на фонологическом уровне.

Фонема - это абстрактная, функциональная, лингвистическая единица. Она выделяется на функциональной основе. Люди общаются с помощью фонем. Для нас, как для носителей языка, существуют именно фонемы, а не звуки, на изменения которых мы часто не обращаем внимание. Состав фонем и их различия закрепляются в нашем языковом сознании, нашем языковом чутье (компетенции).

Ученый Ноам Хомский определил, что при рождении каждый человек владеет врожденной грамотностью. Наше языковое чутье, которое отражает наше суммарное представление о системной организации языка, реагирует на фонемные изменения, а не на звуковые. Звуков, которые используются в речи, значительно больше, чем фонем. Если меняется состав фонем или их признаков - меняется звуковое чутье. И наоборот.

Звуки возникают на кончике языка (имеют физическую и физиологическую природу), а фонемы формируются в нашей голове (в нашем языковом созна-нии и имеют психическую природу).
Чтобы язык формировался правильно и ребенок мог начать говорить, необходимо фонологически обработать услышанное.
Фонологическая обработка

Это использование звуков своего языка (например, фонем) для обработки устного и письменного языка. Широкая категория фонологической обработки включает в себя фонологическое осознание, фонологическую рабочую память и фонологическое извлечение

Фонологическое сознание

Это осознание человеком фонологической или звуковой структуры слов, способность сознательно анализировать и манипулировать этой структурой. Она включает в себя хранение информации о фонеме во временном, кратковременном хранилище памяти (Wagner & Torgesen, 1987). Эта фонематическая информация затем легко доступна для манипуляций во время фонологических задач. Повторение повтора является одним из примеров задачи фонологической рабочей памяти. Фонологическое сознание применяется, когда манипуляциями с единицами являются фонемы, а не слова, сегменты ранжирования или слоги.

Рабочая память

Это тип памяти, который позволяет сохранять в уме информацию, пока мы с ней работаем. Рабочая память также позволяет комбинировать информацию, полученную от органов восприятия, с долговременной и кратковременной памятью.

Фонологическое извлечение

(Извлечение морфофонологических кодов и преобразование их в слово). Фонологическое извлечение – это возможность вспомнить фонемы, связанные с конкретными графемами, которые можно оценить с помощью быстрых задач именования (например, быстрое написание букв и цифр). Эта способность вспомнить звучание речи на своем языке, также является неотъемлемой частью фонологического сознания.

Все три компонента фонологической обработки важны для производства речи, а также для развития устных и письменных языковых навыков. Поэтому важно и необходимо следить за развитием речи и письменного языка детей с проблемами фонологической обработки.

Таким образом, сенсорную алалию связывают с патогенетическим процессом. Он затрагивает развитие систем мозга, отвечающих за речь и языковые функции - нарушением когнитивных механизмов, необходимых для овладения фонологических представлений.

Отсюда могут вытекать трудности:
  • в понимании речи
  • в понимании того, что означают жесты
  • в определении направлений (туда, там, тут, сюда)
  • в понимании вопросов
  • в идентификации объектов и изображений (может сопровождаться невербальными нарушениями, такими как слабость зрительно-пространственных представлений, конструктивная диспраксия и нечеткое мануальное предпочтение). Некоторые дети с этим подтипом дисфазии развития избегают контакта с другими людьми, что ошибочно интерпретируется как аутизм. После лечения подобное «аутичное» поведение может исчезать.
  • с пониманием порядка слов в предложении
  • с пониманием глаголов и времен глаголов
  • с определением целей или функций языка (например, чтобы получить желаемый объект, нужно задать вопрос маме)

Ниже представлены импрессивные расстройства речи, которые не соответствуют критериям сенсорной алалии и встречаются очень редко. Они описаны Чарльзом Ньокиктьеном.

Слуховая и речевая агнозия

Дети с данными видами нарушений не понимают речь на уровне слов из-за тяжелых (двусторонние нарушения функций коры височных долей) расстройств слухоречевого восприятия (без нарушения восприятия звуков окружающего мира). Они нормально устанавливают глазной̆ контакт, могут использовать жесты и понимают мимическую экспрессию эмоций. Эта форма расстройств развития, ранее известная как «врожденная слуховая невосприимчивость», или «врожденная словесная глухота», встречается редко..

У таких детей отмечаются беспорядочная и бедная речь, проблемы поведения, иногда со стереотипными поведенческими паттернами и сопротивлением изменениям. Все это позволяет в некоторых случаях ошибочно диагностировать аутизм.

Приобретенная форма подобных нарушений наблюдается у детей с синдромом Ландау–Клеффнера – заболеванием, при котором предполагается энцефалопатия височной доли невыясненного генеза. У детей отмечаются эпилептические приступы и характерные паттерны ЭЭГ во время сна.

Редкой формой слуховой агнозии является так называемая корковая глухота – тотальная слуховая агнозия (с врожденным отсутствием слухового восприятия). Подробнее о видах агнозии вы можете прочесть в другой статье.

Диагностика

Оценка ребенка должна точно определять области затруднений. Особое внимание в диагностике стоит уделять реакции на речь. Диагностика может включать:

  • проверку слуха (аудио диалогом), чтобы понять, вызваны ли языковые проблемы нарушением слуха и установить, может ли ребенок обратить внимание на звук (стук, различные неречевые шумы) и на речь (оценка слуховой обработки
  • тестирование понимания языка ребенка (с помощью логопеда) и сравнение результатов с ожидаемым уровнем навыков по возрасту ребенка.
  • диагностика нейропсихолога, чтобы определить когнитивные проблемы (плохая память, произвольное внимание)
Варианты лечения данного расстройства могут включать:
  • Индивидуальную работу с логопедом
  • Групповые занятия в зависимости от того, какая коррекция необходима ребенку
  • Работа с семьей для обучения (чтобы семья могла способствовать развитию языка в домашних условиях)
  • Занятия с психологом при наличии существенных поведенческих проблем
Тщательная диагностика важна для того, чтобы отличить языковое расстройство от других коммуникативных расстройств и других диагнозов, таких как интеллектуальная недостаточность, аутизм и т.д. Проблемы развития могут сначала проявляться как языковые проблемы.