Чтобы разобраться в данном направлении предлагаю понять, что же такое ОВЗ и что из себя представляет сенсорная интеграция.
ОВЗ-ограниченные возможности здоровья.
Эти ограничения - физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых ребенок не в состоянии вести обычный образ жизни.
Дети с ОВЗ делятся на несколько категорий:
* С нарушениями слуха;
* имеющие проблемы со зрением;
* с интеллектуальными и речевыми проблемами;
* имеющие нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
* с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра;
* дети с задержкой психического развития;
* дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.
Как мы поняли, детям с ОВЗ необходимы комплексные меры коррекции нарушений.
Один из видов такой коррекции как раз и является сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция - это процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств.
К основным сенсорным системам относятся:
* зрительная;
* слуховая;
* тактильная;
* вестибулярная;
* проприоцептивная;
* обонятельная;
* вкусовая.
Теория и практика сенсорной интеграции берут свое начало с 90-х гг. XX в..
Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис.
Суть коррекционной работы:
Для преодоления сенсорной интеграции используют, как правило, разные упражнения.
* При тактильной дисфункции:
При низкой сенсорной чувствительности используют тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой чувствительности работа должна происходить плавно и постепенно, нужно всегда подготавливать ребенка к тому, что к нему будут прикасаться.
Использование коробки с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.)
прием «Сендвич» - ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка.
Используются игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.
* Вестибулярная дисфункция:
упражнения, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
* Проприоцептивная дисфункция:
бисероплетение, рисование, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.
И это одни из немногих упражнений, которые используются в данном методе.
Наша программа по сенсорной интеграции
Товары для сенсорной интеграции
Автор статьи Кожанова Екатерина