Общее недоразвитие речи

24.10.2018 в 00:10

Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) является нарушением всей языковой системы.

Данный диагноз устарел, в современном представлении данный диагноз переименовался в моторную алалию, а уровни, характерные для ОНР, можно отнести к степени нарушения языковой системы.

Подробно узнать о моторной алалии, вы можете здесь.

 

Что характерно для каждого уровня?

 Выделяют 3 уровня ОНР По Р.Е.Левиной Т.Б Филичева выделила 4 уровеня.

 

 Критерии для 1 уровня:

* Практически полное отсутствие речи (отсюда и появилось понятие"безречевые дети"

 * Использование лепетных слов, звукоподражательных комплексов

 * Ребёнок "помогает"себе жестами и мимикой

 * Пассивный словарь превышает объём активного словаря

 * Многое знает и понимает, но не говорит

 * Замена нескольких понятий, одним словом, которое ребёнку легче проговаривать

 * "Пипи"-может означать, хочу в туалет и пойдём гулять

 * "Биби"-самолёт,машина, ехать

 * Длительное использование односоставных предложений

 * Если предложение расширяется до 3-4 слов, то конструкция имеет неправильное оформление ( Ма дя ме пи-Мама дай мне пить)

 * Сокращение количества слогов в сложных словах (вместо собака-ка или бака, пока-ка)

 * Дети не понимают задания по звуковому анализу, например в задании: хлопни, когда услышишь звук РРРРР...

 * Фонематическое восприятие грубо нарушено. Трудность в различении сходных по звучанию слов и разных по значению

молоток — молоко, копает — катает — купает)

 

Классическая логопедия устанавливаетследующие возрастные рамки до 3 лет-ЗРР, с 3 лет-ОНР.

Критерии для 2 уровня:

 * Помимо жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные,

но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Капутн, лидом, лябака. (Капуста,помидор,яблоко)

 * Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами

 * Ограниченность словарного запаса:

 незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева)

(донышко,ручка,носик,крышка)-это у чайника.

 * Не используются слова-признаки обозначающих форму, цвет, материал.

Например,желтый,овальный,твёрдый,кислый.

 

* Грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

 "катался гокам" - катается на горке;

"Коля питяля" - Коля писал;

"да памидка" - две пирамидки;

"асинь адас"- красный карандаш

 * В речи предлоги,как правило, дети со 2 уровнем вообще не употребляют.

* Грубо нарушена слоговая структура слова.

"сковода"-сковорода,"басаги"-сапоги.

* Нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих)

* Фонематический слух не сформирован.

ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

 

Критерии для 3 уровня:

 

* Появляется развёрнутая речь, ребёнок использует фразы с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

- Папа ушёл на работА.

- Мама купила мне машинА,конфетА.

* Уже способны самостоятельно составить короткий рассказ о себе,о своих друзьях, о событиях,которые произошли с ним

 * В спонтанной речи звуки не всегда четко оформлены, даже в том случае, если ребёнок звук этот умеет произносить.

"сярф" - шарф, "лыба"-рыба

* В общении используются все части речи, грамматически правильно выстраивают НЕСЛОЖНЫЕ предложения

* Словарный запас быстро увеличивается в объёме, но лексические ошибки наблюдаются:

- замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -"часы")

- подмена названий профессий названиями действия (балерина -"тетя танцует".

- замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — "птичка"; деревья- "ёлочки"

- взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -"большой", короткий -"маленький").

* Недостаточно сформирован фонематический слух.

Возникают проблемы с фонематическим анализом и синтезом.( к школе, эти нарушения быстро выявляются)

Из каких звуков состоит слово КОТ,ДОМ.

К "ДУГА" добавь слог РА, что получилось?

 

Критерии для 4 уровня:

* В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слова и звуконаполняемости.

- сокращение слога;

- перестановки звуков

 * Из-за вялой артикуляции и нечеткой дикции, складывается впечатление смазанной речи

 * Нарушение смысловой речи.

 -отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка,библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня)

 * Ребёнок при обозначении действий и признаков пользуются названиями приблизительного значения.

овальный-круглый;

 * Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации.

- кошка катает мяч – вместо "клубок"

- высокий забор – длинный;

- дедушка старый – взрослый.

 * Дети плохо различают обозначения лиц мужского и женского пола.

-мой книга, моя робот.

* Словообразование с помощью суффиксов вызывают большие трудности, а также образование притяжательных прилагательных.

- ременьчик – ремешок;

- волкин – волчий, лисовый – лисий.

 * Связная речь весьма своеобразна.

При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски глав.

 * Есть трудности при рассказе о событиях из своей жизни, пользуются простыми малоинформативными предложениями.

 

 Причины ОНР:

 

Органические причины

 * внутриутробная патология,возникающая в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода;

* органические поражения периферических органов речи;

 * несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка;

 * асфиксия.

 

Функциональные причины

 * Различные отклонения психических процессов как возбуждение и торможение в ЦНС.

Социально-психологические причины

 * неблагоприятные воздействия окружающей среды;

* употребление алкоголя и никотина во время беременности.

 

Генетические факторы

 

Коррекция нарушения должна быть систематизирована и постоянна, опытный специалист должен выстроить индивидуальную программу для ребенка.

 

Более подробно можете прочитать о коррекции здесь.