Акустическая дисграфия

09.05.2019 в 18:05

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций.

А письменная речь - это последний и трудный этап становления речи. Развивается она на базе хорошо сформированной устной речи. Процесс письма представляет собой сложный комплекс совместной работы различных анализаторов: речеслухового (восприятие на слух звуков и фонем), речедвигательного (артикуляция), зрительного (восприятие букв, графем) и общедвигательного (движение глаз по строке и движение руки при написании букв).

Дисграфия – это частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. (И.Н. Садовникова)

Дисграфия бывает акустическая, оптическая, аграмматическая, артикуляционно-акустическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Что же такое акустическая дисграфия?

«Акустика» в переводе с греческого «akustiko» значит «слуховой».

Акустическая дисграфия - это нарушение письменной речи из-за недостаточной дифференциации акустически близких звуков, что происходит из-за недостаточного развития фонематического слуха. При этом звукопроизношение у ребенка в норме. Это происходит потому, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем при устной речи. То есть ребенок на слух легко определит где «почка», а где «бочка», но напишет всё равно не правильно.Так же для правильного выбора буквы необходимо, что бы у ребенка был хорошо развит звуковой анализ и синтез.

Стойкие специфические ошибки при акустической дисграфии будут выражаться в виде замен, смешения букв по акустическому сходству:

* Парные согласные по глухости-звонкости (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш), так же их мягкие варианты, например (БЬ-ПЬ и т.д.) Важно помнить, что при акустической дисграфии мы смотрим только на звуки в ударных позициях. Оглушение согласных в конце слова или в середине слова не является акустической дисграфией, это будет уже совсем другое нарушение.

* Лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю)

* Свистящие и шипящие согласные (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ)

* Сонорные согласные (Л, М, Н, Р, Й)

* Аффрикаты, которые смешиваются не только между собой, но так же смешиваются их компоненты (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С, Ц-ТС)

* Мягкие и твердые согласные (любые, которые имеют пару по этому признаку)

Следует тщательно подходить к вопросам дифференциации видов дисграфии для дальнейшего правильного подбора коррекционных методик для работы с ребенком.

Программы по коррекции дисграфии вы можете найти здесь.

Статью написала Софья Володина

Теги: дисграфия