Алалия и аутизм, где отличия?

17.11.2018 в 00:11

В раннем возрасте трудно определить точный диагноз у ребёнка. Дети с расстройством аутистического спектра не диагностируются в возрасте от 2 до 5 лет.

Почему? Причин несколько:

* Возраст ребёнка, действительно трудно дифференцировать аутизм от других диагнозов

* Многие специалисты/врачи снимают с себя ответственность при установке диагноза, и рекомендуют подождать.

На текущий момент, проведены многочисленные исследования для определения точного нарушения у детей в раннем возрасте.

Основная цель последних исследований заключается в том, чтобы снизить возраст идентификации, поскольку доказано, что ранее вмешательство эффективно для восстановления ребёнка.

 В группу риска попадают дети, которые развиваются физически абсолютно нормально, но накапливают активный словарь очень медленно и не строят простые предложения к 3 годам, как это делают норматипичные дети.

 

 В данной статье, мы взяли исследования, проведённые тремя специалистами.

PheraPaul, KatyrzyanaChawarskaиFredVolkmar, где представлены результаты сравнения детей младшего возраста, которым поставили клинические диагнозы: аутизм, сенсорная алалия.

 Цель исследования: сбор данных о каждом ребенке и их возможностей, а также моделей поведения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при сопоставления уровней развития экспрессивной речи, использования взгляда, способность делиться эмоциями с другими, способности к игре, использование слов, количество звуков, дети с аутизмом и сенсорной алалией показатели схожи, но определённо ниже чем у детей с норматипичных детей.

 

Дети с сенсорной алалией были похожи на детей нормального развития по показателям:

* в невербальных когнитивных навыках

* в использовании жестов для коммуникации,

* использование игры «понарошку»

* способности реагировать на речь.

 

Дети с сенсорной алалией показали недостаточный уровень в межличностном общении, использование взгляда и инициирования общения.

Тем не менее, их способность участвовать в игре, использовать жесты для общения, и реагировать на речь, достаточно, чтобы отличать их от своих ровесников но с диагноз аутизм.

На текущий момент идёт обсуждение полученных результатов.

 

Предлагаю, рассмотреть данные полученные из исследований малышей, изучим их профили в возрасте 2х лет, чтобы узнать, как отличать эти два диагноза у самого маленького ребёнка.

Исследования Bartrok, Rutter,&Cox, проведённые в 1970 их годах  изучали различие между детьми школьного возраста с аутизмом и сенсорной алалии, данные показали, что мальчики с аутизмом и сенсорной алалией имеют похожее невербальное способности и похожие уровни грамматического развития. Но у мальчиков с аутизмом были более серьезные проблемы с пониманием языка, присутствовали эхолалии, больше трудностей в невербальных способах общения, например, такие как жесты и проблемы с прагматическим использованием языка.

 

Как было организовано исследование:

Авторы отобрали 174 ребёнка у которых подозревали аутизм или нарушение развития языковой системы. А также отобрана контрольная группа из 171 детей из норматипичных детей.

Все участники были в возрасте от 16 до 34 месяцев и не было никаких различий между группами с точки зрения их рождении или истории болезни. У них не было известных генетических синдромов, зрительных или слуховых нарушений.

Дети были продиагностированы с помощью различных методик, смотрите таблицу 1.

 

 

Детям, которым установили аутизм в 2 года, при последующей диагностике диагноз был сохранен, когда им уже было четыре.

Детям, которым установлен диагноз сенсорная алалия, сохранили этот диагноз и в возрасте 4 лет, кроме 4 детей, они стали развиваться типично своему возрасту.

При сравнении результатов испытуемых (рис.1), было выявлено, что дети с аутизмом отличаются от ровесников не только в невербальных навыках экспрессивной речи, но и в понимании речи.

Дети с аутизмом получили низкие результаты, чем дети с алалией в экспрессивной речи и в понимании ее, дети с алалией были хуже по этим показателям, чем дети с нормальным формированием языковой системы.

 

Анализ показателей выявил (рис 2), что дети с аутизмом и алалией получили схожие баллы по следующим показателям:

* использование взгляда;

* разделение эмоций, а также использование звуков и слов.

Группа с алалией набрала больше баллов, чем дети с аутизмом в использовании жестов и понимании речи, по всем этим данным группа c нарушением языковой системы существенно не отличалась от нормы.

 

Wetherby в (2004) году,выявили поведение, по которому можно дифференцировать РАС.

 

* Отсутствие зрительного контакта;

* Отсутствует разделение эмоций и поиск одобрения;

* Не реагируют на имя;

* Неспособность воспроизвести жест, выражение лица, сфокусировать взгляд;

* Отсутствует совместное внимание;

* Необычные вокализации;

* Повторяющиеся движения с телом или предметами.

Дети с алалией могут иметь три первых признака, но не более.

В данной таблице написаны сходства и различия аутизма от алалии.

 

 

(!) Дети с аутизмом больше проявляют нетипичное поведение.

 

Безусловно, постановка диагноза требует многодисциплинарный подход, команда специалистов должна собирать данные о ребенке, а затем анализировать их для корректной помощи.

 

Возможность устанавливать точный диагноз у детей, может привести к целенаправленной коррекции в раннем возрасте, которая, как известно, способствует улучшению результатов в дошкольном возрасте.

Логопеды, вы можете внести свой вклад, будучи бдительными к признакам, которые указывают на необходимость более обширной диагностики у малышей с задержками формирования языковой системы. Не стоит отправлять родителей ждать определенного возраста ребенка, а также не стоит зря «успокаивать словами»: «перерастет», либо в детском саду разговорится.