В раннем возрасте трудно определить точный диагноз у ребёнка. Дети с расстройством аутистического спектра не диагностируются в возрасте от 2 до 5 лет.
Почему? Причин несколько:
* Возраст ребёнка, действительно трудно дифференцировать аутизм от других диагнозов
* Многие специалисты/врачи снимают с себя ответственность при установке диагноза, и рекомендуют подождать.
На текущий момент, проведены многочисленные исследования для определения точного нарушения у детей в раннем возрасте.
Основная цель последних исследований заключается в том, чтобы снизить возраст идентификации, поскольку доказано, что ранее вмешательство эффективно для восстановления ребёнка.
В группу риска попадают дети, которые развиваются физически абсолютно нормально, но накапливают активный словарь очень медленно и не строят простые предложения к 3 годам, как это делают норматипичные дети.
В данной статье, мы взяли исследования, проведённые тремя специалистами.
PheraPaul, KatyrzyanaChawarskaиFredVolkmar, где представлены результаты сравнения детей младшего возраста, которым поставили клинические диагнозы: аутизм, сенсорная алалия.
Цель исследования: сбор данных о каждом ребенке и их возможностей, а также моделей поведения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при сопоставления уровней развития экспрессивной речи, использования взгляда, способность делиться эмоциями с другими, способности к игре, использование слов, количество звуков, дети с аутизмом и сенсорной алалией показатели схожи, но определённо ниже чем у детей с норматипичных детей.
Дети с сенсорной алалией были похожи на детей нормального развития по показателям:
* в невербальных когнитивных навыках
* в использовании жестов для коммуникации,
* использование игры «понарошку»
* способности реагировать на речь.
Дети с сенсорной алалией показали недостаточный уровень в межличностном общении, использование взгляда и инициирования общения.
Тем не менее, их способность участвовать в игре, использовать жесты для общения, и реагировать на речь, достаточно, чтобы отличать их от своих ровесников но с диагноз аутизм.
На текущий момент идёт обсуждение полученных результатов.
Предлагаю, рассмотреть данные полученные из исследований малышей, изучим их профили в возрасте 2х лет, чтобы узнать, как отличать эти два диагноза у самого маленького ребёнка.
Исследования Bartrok, Rutter,&Cox, проведённые в 1970 их годах изучали различие между детьми школьного возраста с аутизмом и сенсорной алалии, данные показали, что мальчики с аутизмом и сенсорной алалией имеют похожее невербальное способности и похожие уровни грамматического развития. Но у мальчиков с аутизмом были более серьезные проблемы с пониманием языка, присутствовали эхолалии, больше трудностей в невербальных способах общения, например, такие как жесты и проблемы с прагматическим использованием языка.
Как было организовано исследование:
Авторы отобрали 174 ребёнка у которых подозревали аутизм или нарушение развития языковой системы. А также отобрана контрольная группа из 171 детей из норматипичных детей.
Все участники были в возрасте от 16 до 34 месяцев и не было никаких различий между группами с точки зрения их рождении или истории болезни. У них не было известных генетических синдромов, зрительных или слуховых нарушений.
Дети были продиагностированы с помощью различных методик, смотрите таблицу 1.
Детям, которым установили аутизм в 2 года, при последующей диагностике диагноз был сохранен, когда им уже было четыре.
Детям, которым установлен диагноз сенсорная алалия, сохранили этот диагноз и в возрасте 4 лет, кроме 4 детей, они стали развиваться типично своему возрасту.
При сравнении результатов испытуемых (рис.1), было выявлено, что дети с аутизмом отличаются от ровесников не только в невербальных навыках экспрессивной речи, но и в понимании речи.
Дети с аутизмом получили низкие результаты, чем дети с алалией в экспрессивной речи и в понимании ее, дети с алалией были хуже по этим показателям, чем дети с нормальным формированием языковой системы.
Анализ показателей выявил (рис 2), что дети с аутизмом и алалией получили схожие баллы по следующим показателям:
* использование взгляда;
* разделение эмоций, а также использование звуков и слов.
Группа с алалией набрала больше баллов, чем дети с аутизмом в использовании жестов и понимании речи, по всем этим данным группа c нарушением языковой системы существенно не отличалась от нормы.
Wetherby в (2004) году,выявили поведение, по которому можно дифференцировать РАС.
* Отсутствие зрительного контакта;
* Отсутствует разделение эмоций и поиск одобрения;
* Не реагируют на имя;
* Неспособность воспроизвести жест, выражение лица, сфокусировать взгляд;
* Отсутствует совместное внимание;
* Необычные вокализации;
* Повторяющиеся движения с телом или предметами.
Дети с алалией могут иметь три первых признака, но не более.
В данной таблице написаны сходства и различия аутизма от алалии.
(!) Дети с аутизмом больше проявляют нетипичное поведение.
Безусловно, постановка диагноза требует многодисциплинарный подход, команда специалистов должна собирать данные о ребенке, а затем анализировать их для корректной помощи.
Возможность устанавливать точный диагноз у детей, может привести к целенаправленной коррекции в раннем возрасте, которая, как известно, способствует улучшению результатов в дошкольном возрасте.
Логопеды, вы можете внести свой вклад, будучи бдительными к признакам, которые указывают на необходимость более обширной диагностики у малышей с задержками формирования языковой системы. Не стоит отправлять родителей ждать определенного возраста ребенка, а также не стоит зря «успокаивать словами»: «перерастет», либо в детском саду разговорится.