Алалия или разбитое мышление

25.05.2019 в 11:05

Ведь я в унисон с тобой дышу

Я за спиной твоей шорох и шум

Тенью густой за тобой брожу

Крылом перепончатым навею жуть (ребенок и его вечный друг алалия)

Мозг ребенка с алалией - это как планета Марс, земляне ищут на планете кислород, рыскают, пытаются превратить марсианина в землянина и все недоумевают, почему не получается…

Алалия - языковое расстройство, ребенку сложно усвоить родной язык, сложно на нем выражаться.

Родной язык для алалика - игра, где нужно научиться собирать как лего новые слова. И каждый раз уровень сложности повышается. Приставки, префиксы, аффиксы, окончания, многозначность слова, переносные значения, синтаксис, удержание последовательность предложений в тексте - это для вас встроенная в голову генетическая программа, а если ее нет? 

Интересный вопрос… Почему ее нет, не думаю, что стоит копаться в причинах. У ребенка с алалией трудности в усвоении родного языка, потому что присутствуют нарушения в мышлении.

Мы – это то, что у нас в голове. Полтора года назад, я активно стала размышлять о том, что такое сознание. Сознание – это отражения бытия или бытие — это отражение сознания. И как оно вообще формируется? Как формируется сознание у маленького ребенка?

Мое мнение, что сознание существует у всего: у камня, у животных, у растений и у рыб тоже. Данное мнение подтверждается выдержками из лекций КГБ, пациентов Станислава Грофа.

Об этом я писала в этой статье «Воспоминания под ЛСД».

Как формируется сознание?

У каждого ребенка формируется модель мира, основанная на обобщении полученного опыта. 

Весь наш человеческий опыт является результатом внешнего и внутреннего восприятия сенсорных данных. Мозг их обрабатывает или нет, если нет - это дисфункция сенсорной интеграции, нарушения во втором блоке мозга где происходит переработка и хранение информации.

Когда ребенок трогает или нюхает что-то, в памяти актуализируются зрительные или слуховые мнестические образы, связанные с этой сенсорной информацией, полученной в результате прошлого опыта. В этом процессе играет роль актуализация мнестических следов. 

Подробно узнать об алалии можно на курсе "Алалия"

В более старшем возрасте ребенок может переключиться со смутно воспринимаемого дооречевленного, чрезвычайно аффективно - окрашенного и эгоцентрического мира на мышление, подчиненное логике и правилам языка. 

Это мнение неврологов. Вот, что говорит Станислав Гроф про начало стадии речевого участия.

«С обретением языка, ментальных и концептуальных функций начинается стадия речевого участия. Здесь самость отличает себя от тела, становится ментальным и вербальным существом. Этот процесс затем продолжается на ментально-эготической стадии, относящейся к развитию линейного, абстрактного и понятийного мышления и к идентификации с представлением о самом себе. Ординарное развитие личности завершается на стадии кентавра, т. е. высоко упорядоченной интеграции Эго, тела, личности и тени.»

В зависимости от тяжести нарушения у ребенка с алалией полученный опыт не кодируется вербально, причину вы уже поняли, существуют проблемы в мышлении.

Вернемся к мозгу.

Наш мозг и тело обрабатывает информацию и кодируют ее в память. Я подчеркну, что информация вводится, обрабатывается и упорядочивается с помощью нервных механизмов и процессов.

Нервные процессы кодируются, упорядочиваются и получают значение посредством языка, коммуникативных систем и различных символических систем (грамматики, математики, музыки, изображений). 

«Сознание» обрабатывает информацию в терминах изображений, звуков, тактильных и вкусовых ощущений и запахов (сенсорная информация).

Во-вторых, «сознание» обрабатывает информацию посредством вторичной языковой системы символов, слов, метафор и т. д.»

Я хочу сказать, что речь всегда начинается с сенсорного опыта и обработки его, затем на сенсорный опыт накладывается родной язык.

Основной клинический симптом алалии – нарушение перехода от наблюдаемого объекта, воспоминания, ощущения, мысли или идеи к произнесению слова, повествованию и в целом к вербальной экспрессии, а также к внутренней речи. Трудности с поиском слова и нарушение беглости речи настолько выражены и так выступают в клинической картине, что существует тенденция рассматривать алалию как расстройство актуализации вербальных мнестических следов. 

Артикуляция, построение фраз (морфосинтаксис), кратковременная вербальная память, слуховое восприятие и навыки понимания речи могут нарушаться в различной степени и влиять на клиниче- скую картину в целом. Сложности с вербализацией обычно возникают у ребенка в ситуациях, когда надо говорить по просьбе. Имеются проблемы с беглостью речи, иногда речь сопровождается или заменяется жестикуляцией. Качество речи также зависит от общего уровня психического развития.

К сожалению, диагноз алалия сопровождает человека всю жизнь, но родители это не повод расстраиваться, наш мозг обладет удивительной способностью это - нейропластичность. Алалики удивительные люди с интересным мышлением. Поддерживайте ребенка, помогайте ему достигать высот, не сравнивайте с другими детьми.

Получить консультацию у наших специалистов вы можете здесь.

Наши специалисты составляют индивидуальные программы для детей с речевыми нарушениями ознакомиться можно здесь.