В случаях тяжелых множественных нарушений развития АДК является альтернативным единственно возможным способом общения.
Логопедия будет выступать дополнительной дисциплиной в формировании навыков орального праксиса и первичных вокализаций.
Основное направление будет сосредоточено на освоении нового способа общения.
Логопед формирует и адаптирует свои цели согласно программе специалиста по альтернативной коммуникации.
В случае, когда освоение вокальной речи возможно, но сроки довольно большие или при сложных нарушениях речи, АДК будет включаться в работу логопеда.
АДК в этом случае будет выступать больше как Дополнительная коммуникация:
* помощь в освоении навыков общения на первых этапах безречья.
* помощь в усвоении понятий и формировании структуры фразы (визуализация речи)
* подсказка (больше самостоятельности и меньше зависимости от подсказки взрослого).
Виды АДК, используемые в логопедии:
*Низкотехнологические (графические символы, жесты).
*Среднетехнологические (коммуникаторы – генераторы речи).
*Высокотехнологические (программы на компьютере) – реже, так как больше носят развлекательный характер.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
Коммуникатор и его роль:
* Другой сенсорный уровень.
* Графический символ.
* Моторная реакция.
* Голосовое сообщение (возможность записи определенного голоса или голоса самого ребенка).
* Минимальный человеческий фактор.
* Интонационный компонент речи.
Ребенок самостоятельно активирует себе подсказку.
При использовании коммуникатора ребенок является активным участником диалога.
Коммуникатор позволяет сформировать «симметричную коммуникацию».
С помощью коммуникаторы мы можем развить такие речевые навыки как:
* Призыв взрослого (педагога).
* Первый контакт через коммуникатор.
* Лексико-грамматическая сторона речи (номинативная, предикативная и атрибутивная лексика).
* Глагольный тренинг с отработкой грамматики.
* Категоризация понятий.
* Совместное чтение (навыки слушателя).
* Навык задавать вопросы.
* Навык ведения диалога (очередность, развитие прагматической стороны речи, развитие интонационной, ритмической стороны речи).
* Рассказ по картинкам. Последовательность действий одной деятельности (моторное планирование).
* Развитие и увеличение объема слухо-речевого внимания и памяти.
* Комментирование.
Графические символы:
* Удлинение фразы.
* Различие стимулов, обобщение.
* Спонтанные просьбы.
* Визуальное расписание.
Жесты:
* Подсказка в изучении предлогов.
* Помощь в изучении новых понятий.
* Подсказка в запоминании стихотворений.
* Спонтанные просьбы.
Про такое нарушение как мутизм читай тут
Пройти дистанционную диагностику можно тут
Автор статьи логопед Николаева Татьяна