Альтернативная и Дополнительная Коммуникация в работе логопеда

08.10.2019 в 12:10

В случаях тяжелых множественных нарушений развития АДК  является альтернативным единственно возможным способом общения.

 

Логопедия будет выступать дополнительной дисциплиной в формировании навыков орального праксиса и первичных вокализаций.

 

Основное направление будет сосредоточено на освоении нового способа общения.

Логопед формирует и адаптирует свои цели согласно программе  специалиста по альтернативной коммуникации.

В случае, когда освоение вокальной речи возможно, но сроки довольно большие или при сложных нарушениях речи, АДК будет включаться в работу логопеда.

 

АДК в этом случае будет выступать больше как Дополнительная коммуникация:

* помощь в освоении навыков общения на первых этапах безречья.

* помощь в усвоении понятий и формировании структуры фразы (визуализация речи)

* подсказка (больше самостоятельности и меньше зависимости от подсказки взрослого).

 

Виды АДК, используемые в логопедии:

 

*Низкотехнологические (графические символы, жесты).

*Среднетехнологические (коммуникаторы – генераторы речи).

*Высокотехнологические (программы на компьютере) – реже, так как больше носят развлекательный характер.

 

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

 

Коммуникатор и его роль:

* Другой сенсорный уровень.

* Графический символ.

* Моторная реакция.

* Голосовое сообщение (возможность записи определенного голоса или голоса самого ребенка).

* Минимальный человеческий фактор.

* Интонационный компонент речи.

 

Ребенок самостоятельно активирует себе подсказку.

 

При использовании коммуникатора ребенок является активным участником диалога.

Коммуникатор позволяет сформировать «симметричную коммуникацию».

 

С помощью коммуникаторы мы можем развить такие речевые навыки как:

 

* Призыв взрослого (педагога).

* Первый контакт через коммуникатор.

* Лексико-грамматическая сторона речи (номинативная, предикативная и атрибутивная лексика).

* Глагольный тренинг с отработкой грамматики.

* Категоризация понятий.

* Совместное чтение (навыки слушателя).

* Навык задавать вопросы.

* Навык ведения диалога (очередность, развитие прагматической стороны речи, развитие интонационной, ритмической стороны речи).

* Рассказ по картинкам. Последовательность действий одной деятельности (моторное планирование).

* Развитие и увеличение объема слухо-речевого внимания и памяти.

* Комментирование.

 

Графические символы:

* Удлинение фразы.

* Различие стимулов, обобщение.

* Спонтанные просьбы.

* Визуальное расписание.

 

Жесты:

* Подсказка в изучении предлогов.

* Помощь в изучении новых понятий.

* Подсказка в запоминании стихотворений.

* Спонтанные просьбы.

Про такое нарушение как мутизм читай тут

Про ген Fox2

Пройти дистанционную диагностику можно тут

Автор статьи логопед Николаева Татьяна