Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптоматику и характерный для нее тип динамики на протяжении онтогенеза.
В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:
* в подборе правильной артикуляционной позы;
* знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
* в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например: при ответе у доски).
Существуют следующие виды артикуляционной диспраксии:
* Динамическая артикуляционная диспраксия (в чистом виде встречается довольно редко).
Отличительными признаками являются: пропуски слогов, пропуски согласных звуков, перестановки слогов, а также единичные ошибки других типов.
* Дисфонетическая артикуляционная диспраксия проявляется в виде искажений исключительно согласных позднего онтогенеза.
Искаженное произнесение не зависит от фонологического контекста и наблюдается как при повторении изолированных звуков, так и в потоке речи.
Как правило, у детей при дисфонетической артикуляционной диспраксии не наблюдается нарушение слоговой структуры слова, а также большинство детей не замечает дефектов собственного произношения, но обноруживали их, если им давали прослушать запись собственной речи.
* Дисфонологическая артикуляционная диспраксия.
При такой форме диспраксии, наиболее частыми ошибками являются замены-упрощения и пропуски согласных звуков, а остальные ошибки наблюдаются в незначительном количестве.
Также выделяют:
Афферентную и артикуляционную диспраксию.
* При афферентной артикуляционной диспраксии ребёнок будет испытывать трудности в поиске нужного артикуляционного уклада: положить язык на верхнюю губу, поставить язык за нижние зубы...
При эфферентной артикуляционной диспраксии ребёнку будет сложно переключиться с одного движения на другое (при выполнении динамической артикуляционной гимнастики), повторить ритм, правильно выполнить моторную программу.
Автор статьи Нина Борисовна Никифорова