Вы, наверное помните, как в детстве смеялись над теми, кто «шепелявил»?
Так вот это не просто смешное произношение, а нарушение речи, которое называется сигматизм.
Сигматизм – это нарушение звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков.
Это нарушение относят к фонетическим.
Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.
Сигматизм делится на определенные категории:
* Межзубный сигматизм. Во время фонации не образуется желобок посредине языка.
* Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа поднимается вверх к резцам.
Призубный сигматизм. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи.
* Шипящий сигматизм. Язык вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости.
* Боковой сигматизм. Язык отклоняется в сторону, воздушная струя идет в бок.
* Носовой сигматизм. Воздушная струя идет в нос.
Какие способы устранения существуют?
Чаще всего используются артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.
Следует учитывать вид нарушения.
Например, на исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.
Вот некоторые виды упражнений, которые можно прорабатывать дома:
* «Трубочка». Для выполнения нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, показав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.
* «Лопата». Открыть рот, язык положить на нижнюю губу и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.
* «Непослушный язычок». Сделать такое же положение языка, как в «Лопате», затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».
* «Гол». Следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф».
* «Чистим зубки». Улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке.
* «Горка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка.
* «Вкусное варенье». Рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.
* «Чашечка». Расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка.
Выполняя такие простые упражнения несколько раз в день, существенно поможет в устранении нарушения.
Как поставить звуки при сигматизме?
Программа по разработке речевого аппарата тут
Автор статьи Сидорова Наталия