Артикуляционная гимнастика при сигматизме свистящих

10.11.2019 в 20:11

Вы, наверное помните, как в детстве смеялись над теми, кто «шепелявил»?

Так вот это не просто смешное произношение, а нарушение речи, которое называется сигматизм.

Сигматизм – это нарушение звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков.

 

Это нарушение относят к фонетическим.

 

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

 

Сигматизм делится на определенные категории:

 

* Межзубный сигматизм. Во время фонации не образуется желобок посредине языка.

 

* Губно-зубной сигматизм.  Нижняя губа поднимается вверх к резцам.

Призубный сигматизм. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи.

 

* Шипящий сигматизм. Язык вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости.

 

* Боковой сигматизм. Язык отклоняется в сторону, воздушная струя идет в бок.

 

* Носовой сигматизм. Воздушная струя идет в нос.

 

Какие способы устранения существуют?

Чаще всего  используются артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.

Следует учитывать вид нарушения.

Например, на исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

 

Вот некоторые виды упражнений, которые можно прорабатывать дома:

 

* «Трубочка». Для выполнения нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, показав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

 

* «Лопата». Открыть рот, язык положить  на нижнюю губу и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

 

* «Непослушный язычок». Сделать такое же положение языка, как в «Лопате», затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

 

* «Гол». Следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф».

 

* «Чистим зубки». Улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке.

 

* «Горка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка.

 

* «Вкусное варенье». Рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.

 

* «Чашечка». Расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка.

 

Выполняя такие простые упражнения несколько раз в день, существенно поможет в устранении нарушения.

Как поставить звуки при сигматизме?

Программа по разработке речевого аппарата тут

Автор статьи Сидорова Наталия

Теги: сигматизм