Что значит атипичный аутизм?

14.09.2019 в 22:09

В последние двадцать лет процесс систематизации и накопления знаний о психических заболеваниях и расстройствах набирает темп. В 50-х годах аутизм рассматривался, как вариация шизофрении.

 

Сейчас по МКБ 10 существует раздел «Общие расстройства психологического развития» F84 куда входит: 

 

* детский аутизм F84.0

* атипичный аутизм F84.1

* синдром Аспергера F84.5

* Дезинтегративные расстройства детского возраста  F84.3 и т.д.

 

В DSM 5 Американском диагностическом руководстве нет понятия атипичный аутизм. А есть лишь “Расстройства аутистического спектра”, куда объединены все эти диагнозы.

 

При этом у нас аутизм считается психиатрическим диагнозом, а в Америке проходит под неврологическим кодом.

 

Очевидно, что путаницы в диагнозах, споры о симптоматики и клинических проявлениях ведутся среди специалистов до сих пор. Постоянно уточняются, дополняются и исследуются.

 

Оттолкнемся от Российской модели и попробуем разобраться, что психиатры называют атипичным аутизмом.

 

Существует два основных отличия атипичного аутизма. 

 

* Позднее проявление, а именно после 3-х лет;

То есть в младенчестве ребенок развивался нормально. Не вызывал вопросов у специалистов в поликлинике: невролога, педиатра. 

 

Не отставал в моторике и в присваивание общих навыков. А потом стал проявлять аутистическую симптоматику. Но здесь есть два подводных камня.

 

Первый заключается в том, насколько внимательно родители и специалисты наблюдали за ребенком. И это может быть не связано с тем, что родители «плохие» или «не заботятся о своем ребенке».

 

Родители могут быть не осведомлены о нормах развития, быть молодыми, неопытными. Поскольку ребенок еще совсем кроха критически оценить его психическое состояние непростая задача. Когда же малыш идет в детский сад и впервые сталкивается с социумом и педагогом-воспитателем эти симптомы проявляются. 

 

Второй - если у ребенка есть умственные нарушения, общая задержка речи или психического развития, то на фоне этих первичных нарушений, аутизм может быть не заметен. 

 

* Второе - симптоматика недостаточна, выражена в психопатологической триаде (социальные навыки, общение, поведение). Чаще бывает у детей с умственной отсталостью. Так как аутизм здесь присоединяется вторичным диагнозом, наслаиваясь на то, что у ребенка уже есть серьезные интеллектуальные нарушения и он не может в полной мере взаимодействовать с обществом, людьми, предметами.  

 

Также  атипичный аутизм имеет два подраздела:

 

* Умственная отсталость с чертами аутизма. Или атипичный аутизм с олигофренией. Проявляется чаще всего при синдромах Мартина-белла, Дауна, Ангельмана, Вильнюса, Сотоса  т.д. (хромосомны мутации), а также болезнях обменного происхождения (фенилкетонурия, туберозный склероз и т.д. Имеет вялотекущую, постоянную, не прогрессивную симптоматику.

И основан на глубокой степени умственной отсталости ребенка, отсутствие речи и возможности общаться жестами, не способность распознать и показать эмоции, стереотипии (раскачивание и пр.)

 

* Атипичный детский психоз. Или атипичный аутизм без олигофрении, то есть до приступа у ребенка не стоит диагноз умственная отсталость. Острое состояние, характерное распадом ранее сформированных навыков.

 

Можно отметить три стадии развития психоза:

 

* Аутистическая - продолжается от 4-х недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности.

Естественное развитие приостанавливается.

 

* Регрессивная - длится от 6 месяцев до года. Усиление симптоматики аутизма, холодность. Частичный распад интеллектуальной сферы. Потеря навыков опрятности, речи, поедание несъедобного. Утрата моторных навыков, возможности ходить. «Регресс» игры.

 

* Кататоническая. Наиболее продолжительная. От полутора до двух лет. Появляются моторные расстройства и стереотипии (кружение, прыжки, раскачивания, бег кругами).

 

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. Симптоматика приобретает обычные аутистические черты. Появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

 

В целом, изучая многообразие диагнозов, их названий и проявлений не так важно, каким именно шифром обладает заболевание.

 

Проявление аутистических черт у ребенка мешает ему адаптироваться в обществе, ограничивает его возможности - социальные, эмоциональные, физические. Поэтому наша задача, как родителей, так и специалистов максимально, насколько это, возможно, скомпенсировать нарушения, включить ребенка в общество, находить возможности к общению и уметь радоваться совместно проведенному времени друг с другом.

Про аутизм

Про умственную отсталость

Про симптомы аутизма читай тут

Причины аутизма

Вебинар "Аутизм"

Автор статьи Алиса Рассушина

Теги: аутизм