Дошкольный период является важнейшим этапом в развитии ребенка.
Особенно это касается речевого развития.
К 5-6 годам речь ребенка должна быть сформирована:
* он должен правильно строить фразу;
* четко произносить все звуки;
* словарный запас должен быть обширен и богат.
Диалогическая речь в большей степени ситуативная и контекстуальная; она более элементарна.
Она является основной формой общения у дошкольников.
Поддерживание и развитие диалога учит ребенка слушать собеседника, понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным.
Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.
Несмотря на свою элементарность, при диалогической речи закладывается все то, чем ребенок будет пользоваться в монологической форме речи.
Важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к монологической.
Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию.
Монологи детей имеют три основные формы:
* описание;
* повествование;
* рассуждение.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого развития дошкольников.
Оно включает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов.