Дисфагия или почему ребенок не жует?

13.10.2018 в 21:10

Как быть, если насытиться ребенок может только путем обоняния?

Путь вкусового (пищевого) насыщения начинается с ротовой полости – процесса жевания.

Что знать?

Ротовая полость/акт жевания  – это как “остановчный/заготовительный  пункт” пищевого комка.

По словам Гельмана, “Жевательная способность у детей зависит от состояния и развития жевательного аппарата (челюстей, зубов), от состояния жевательной мускулатуры и психического развития ребенка.

Причинами проблемного жевания могут быть:

* Малоподвижный язык как следствие короткой и “мощной” уздечки;

* Жевание передними зубами, или одностороннее жевание вследствие отсутствия жевательных звубов или поражения зубов кариесом;

* Патологический прикус, сформировавшийся по причине вредных привычек – сосанием пальцев (в особенности большого), длительным сосанием соски;

* Гипо-(пониженный) / гипер-(повышенный) тонус мышц жевательной мускулатуры;

 

Следующим шагом пищевого насыщении является акт глотания, который играет роль “транспорта”, который может “заглохнуть по дороге” и вовсе “вернуться обратно”.

Известны факты, что человек глотает около 600 раз в сутки. В том числе, 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время. Большинство глотков делается бессознательно.

Дисфагия – клинический симптом нарушения функции глотания – трудности или дискомфорт продвижения пищевого комка от ротовой полости до желудка. Один из самых распространенных - и самых неприятных с точки зрения управления.

 

 Тревожные признаки, характеризующие дисфагию:

* приём пищи и/ или питье сопровождается кашлем и/или покраснением лица;

* прием среднего или большого количества пищи сопровождается рвотой;

* слишком долго сосет грудь (иногда при этом голова и шея находится в странной неестественной позиции);

* молоко и смесь “возвращается” через нос; пища забрасывается из желудка в пищевод;

* жалуется на боли, чувство сдавливания в области грудины, шеи, нижней челюсти;

* делает тщетные попытки проглотить застрявшие в пищеводе куски;

 

Что делать?

Питание и диета

Изменение диеты с переходом на мягкую пищу и выбор определенной позы при ее приеме оказываются полезными. Ротовое питание лучше других видов получения пищи, если оно возможно. Изменение консистенции пищи до густой жидкости и мягкая пища приведут к значительным изменениям.

* Внимание должно уделяться контролю пищи потребностям питания. Добавление лимонной кислоты в пищу улучшает глотательные рефлексы возможно за счет улучшения вкуса и стимуляции кислотой.

* Употребление пищи небольшими порциями; тщательное пережевывание.

* Осуществление гигиенического ухода за полостью рта (полоскание, чистка полости рта). Необходимо определить границу рвотного рефлекса, чтобы уход за полостью рта не доставлял дискомфорт.

 

Переобучение глотанию.

Различная техника глотательной терапии разрабатывается для того, чтобы облегчить нарушенное глотание.

Она включает: укрепляющие упражнения, стимуляцию биологической обратной связи, термальную и вкусовую стимуляцию, восстановление дыхания и речи.

Лечебную логопедическую гимнастику, направленную на правильное позиционирование, стимуляцию активного глотания, нормального дыхания, восстановления повышения функциональной активности мышц, участвующих в акте глотания и приема пищи – жевательных, мимических, мышц языка.

 

Некоторые упражнения для активизации жевательно-артикуляторных мышц:

  1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).
  2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Движение нижней челюсти вперед на счет «три»:

а) без нажима на нижнюю челюсть языком;

б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперед.

При движении челюсти вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.

  1. движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос:

а) язык пассивен;

б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.

  1. движение нижней челюсти влево (производится так же, как и вправо).
  2. движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим:

а) язык пассивен;

б) язык подталкивает нижнюю челюсть.

  1. Имитация жевания.
  2. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.     

 

 

Логопед 

Грек Алина Александровна