18.07.2018 в 13:07

Признаки тактильной дисфункции:

  1. Гиперчувствительность: отказ от игр где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж.
  2. Недостаточная чувствительность: ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.

 

Признаки вестибулярной дисфункции:

  1. Гиперчувствительность: избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках. Ребенок боится высоты, ему не нравится находиться «вверх тормашками», боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
  2. Недостаточная чувствительность: ребенок постоянно находится в движении, носится или кружится. Кажется, что он ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения». Он качает ногами, когда сидит, любит когда его подбрасывают. Кажется, что он никогда не испытывает головокружения, всегда полон энергии.

 

Признаки проприоцептивной дисфункции:

  1. Замедленная реакция: трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть. Ребенок натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
  2. Быстрая реакция: постоянно прыгает, рушит, громит, топает. Ребенку нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают. Он любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.
  3. Ребенку сложно оценить собственные силы: не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет. Он не может оценить вес, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.

 

Признаки слуховой дисфункции:

  1. Гиперчувствительность: закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции (шум спуска воды в унитазе, шум фена, пылесоса, непереносимость шумных мест).
  2. Низкая чувствительность: плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум. Не понимает где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

 

Вкусовая дезориентация:

  1. Гиперчувствительность: разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Ребенок может давиться твердой пищей, не может как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.
  2. Сниженная чувствительность: облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Возможно обильное слюнотечение у ребенка. Он грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

 

Признаки расстройства осязания:

  1. Гиперчувствительность: не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.
  2. Сниженная чувствительность: не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

 

Признаки зрительной дисфункции: .

  1. Гиперчувствительность: раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.
  2. Сниженная чувствительность: плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком. Ребенок не может следить за строкой при чтении или списывать с доски.

 

 

СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

Сенсорная сверхчувствительность

Детей с сенсорной сверхчувствительностью можно назвать «недотрогами».

Разберем основные признаки сенсорной сверхчувствительности.

Ребенка может беспокоить: структура одежды (шерстяная одежда, мех животных, текстурные полотенца) грязь или клей на руках, ползание или ходьба босиком по грубому ковру и траве. Ребенок в процессе еды постоянно смахивает крошки с лица. Беспокоит подстригание волос и ногтей, запах духов или косметики, окружающий шум.

Шум в гипермаркетах, ресторанах или местах большого скопления народа вызывает нервозность и тревогу. Любой неожиданный звук, такой как сирена автомобиля, школьный звонок, внезапно заработавший мотор, качели или горка – пугают.

Ребенок не переносит яркий или солнечный свет, положение вверх ногами, кружение или кувыркание.

Ребенок часто может быть агрессивным или импульсивным из-за перенасыщения сенсорными стимулами. Может быть раздражительным, привередливым, переменчивым, несоциальным. Может быть отстраненным от групповой деятельности, неспособным заводить дружбу, чрезмерно осмотрительным и осторожным, расстроенным из-за смены места или неожиданных событий.

Недочувствительность

Дети с сенсорной недочувствительностью отвечают на сенсорные стимулы намного слабее, чем того требует ситуация. Они могут иметь медленную реакцию и для ответа должны получить более интенсивную и продолжительную стимуляцию.

 

Красные маркеры для определения недочувствительности:

- Не плачет, когда серьезно ударится или не обращает внимание на раны.

- Не замечает, если кто-то задевает его.

- Не любит двигательную активность, избегает ее.

- Предпочитает двигательным играм компьютер.

- Долго учится одеваться и кушать самостоятельно.

- Кажется, что он не замечает и не реагирует на то, что происходит вокруг.

- Плохо реагирует на состояние голода, жары или холода.

- Имеет длительные проблемы с приучением к туалету.

- Не может пользоваться руками не глядя на то, что он делает.

- Не реагирует на резкие запахи.

- Не реагирует на остатки пищи и воды вокруг рта.

- Имеет пассивный, спокойный и отстраненный вид на постоянной основе.

- Его сложно привлечь к беседе или другому социальному взаимодействию.

- Легко погружается в свой воображаемый мир.

- Апатичный и быстро устает.

- Очень медленно реагирует на инструкции и задания.

- Тяжело вовлекается в окружающий его мир, не проявляет интереса к играм и предметам.