Много лет выстраивались теории о симптоматике, характере и причинах возникновения дислексии.
Считали, что у детей имелись церебральные нарушения или нарушения нервной системы.
Затем выдвигалась теория о том, что одно полушарие выполняет работу другого полушария.
Но в настоящее время считают, что дислексия-это избирательная неспособность овладения навыками чтения.
Люди думают двумя способами:
*Вербальным - мышление с помощью звуков и слов
*Невербальным - мышление образами.
Так вот у детей с дислексией преобладает невербальное мышление.
У них в голове выстраивается образ, к которому добавляется значение прочитанного слова.
То есть ребенок прочитал слово и у него в голове появляется образ, прочитал следующее слово, снова отдельный образ в голове, картинка.
Когда же мы читаем предложение, то в нашей голове образ выстраивается после прочтения всего предложения, а при дислексии ребенок пытается воссоздать в голове образ каждого значения слова и к концу прочтения его сознание путается.
Особенно образ «застревает», когда встречаются такие слова как: этот, и, и т.д. Когда мы видим букву, то в нашей голове образ этой буквы, но у детей с дислексией его нет. Появляются пробелы, потому что нет значения этих слов, и дети не могут подобрать образ.
Чем больше слов, тем сложнее ребенку с дислексией собрать образы слов в одну картинку, и он не может понять, о чем прочитал.
Почему же детям с дислексией тяжело читать?
Помимо того, что у детей не укладываются символы букв, что свидетельствует о нарушении зрительно пространственного представления, также может быть нарушен фонематический слух и фонематического представление.
При нарушении фонематического слуха ребенок заменяет одни звуки на другие. Например, не ШАПКА, а САПКА.
При нарушении фонематического восприятия ребенок пропускает звуки или меняет их местами. Например, ПТЯ вместо ПЕТЯ.
При нарушении зрительно-пространственного представления ребенок путается в различении схожих букв. Например, в слове ШАПКА он будет путать звук «Ш» со звуком «Щ» или «Ц».
Что входит в работу по предупреждению и коррекции дислексии:
* коррекция зрительного восприятия;
* коррекция пространственной ориентировки;
* исправление слухового восприятия;
* развитие фонематического слуха;
* работа над звуковым анализом.
Помните, чем раньше начата работа по коррекции нарушения, тем успешнее и быстрее будет исход.
Пройти дистанционную диагностику своего ребенка
Пройти программу по обучению чтению
Программа по разработке речевого аппарата
Автор статьи Якушкова Анастасия.