Эхолалия

10.09.2018 в 14:09

Наверняка вы часто слышали, как дети, словно маленькие попугайчики, повторяют чужие фразы, услышанные дома или даже подслушанные в мультиках. Что же это за явление?

Это эхолалия – повторение слогов, слов и фраз за другими людьми. Это может быть как нормой развития речи (все маленькие дети проходят этап эксперимента со звуками, словами и фразами, затем повторяя их за взрослыми. Так они практикуются в социальной речи).

Однако не всегда эхолалия является безобидным проявлением речевых экспериментов. Часто она становится симптомом аутизма или другого неврологического расстройства, задержки развития или нарушений зрения.

Брина Сигель, автор книги «Помогая детям с аутизмом учиться», выделяет немедленную эхолалию и отсроченную эхолалию. Мы говорим о немедленной эхолалии, когда ребёнок повторяет только что услышанное слово или фразу. Так он может показать, что он понял услышанное и что он физически способен воспроизвести данное слово или фразу. Для людей с аутизмом немедленная эхолалия – один из способов коммуникации. Они как бы говорят: «Я услышал тебя, и я хочу продолжать общение». Ребёнок с аутизмом может просто повторить конечную часть фразы, не поняв услышанное. Именно поэтому для понимания важно включать другие каналы восприятия.

Есть и второй тип эхолалии – отсроченная эхолалия: повторение чужих фраз через продолжительный период времени (неважно, сколько прошло времени – пару минут или пару лет). Причиной отсроченной эхолалии могут быть как желание говорящего просто развлечься (ему нравятся те или иные фразы, и он их повторяет), так и способом передать своё настроение (если фраза закреплена за каким-то событием, порадовавшим или, наоборот, разочаровавшим ребёнка). Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые занимают ум ребёнка в данный

момент: какие-то события взбудоражили его, и он повторяет фразы или предложения, услышанные в течение этого периода.

Каковы бы ни были причины эхолалии, не нужно её останавливать и игнорировать. Постарайтесь понять, чего хочет добиться ребёнок этим способом, и попробуйте расширить его набор фраз. Например, если ребёнок повторяет «Я хочу пить», предлагайте ему фразу «Я хочу есть», когда зовёте обедать. Эхолалия может стать небольшим мостиком к коммуникации между Вами и Вашим ребёнком!