Этапы развития письменной речи у детей

16.12.2019 в 15:12

Развитие письменной речи является «итоговым» этапом в речевом развитии.

Ведь она имеет большое значение для умственного развития ребёнка.

 

Многие считают, что письменная речь развивается только когда, ребенок готовится пойти в школу, или уже в школьном возрасте.

Но это заблуждение!

Ее развитие начинается задолго до первого школьного звонка.

 

Предлагаю рассмотреть, как развивается этот вид речи.

 

* Первым этапом является рисуночное письмо.

Именно на этом периоде закладываются так сказать «азы».

У малыша развивается самосознание.

Он переживает, размышляет, а  так как словарного запаса  для самовыражения ему пока не хватает, он выражает все это в рисунке.

 

* Второй этап - каракульное письмо.

Ближе к 3 годам дети уже начинают обращать внимание на текст: ещё не зная букв, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать значками.

Малыш начинает записывать свою речь.

 

 Как правило, это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге, похожим на строчки образом.

 

* Третий этап - начальное письмо.

По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.

 

* Четвертый этап - начальное чтение.

Позже начального письма появляется самое первое чтение. Это более сложная, интеллектуальная задача.

 

Ребёнку нужно знать не только буквы, но и соотносить их со звуками; догадаться о значении прочитанного.

Поначалу ребенок не понимает самых простых слов. Он может прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик», а на вопрос  ответить: «Машина».

 

* Пятый этап – чтение и грамотное письмо.

В возрасте 4-5 лет дети учатся читать.

Сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя.

И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.

 

* Шестой этап - изучение орфографий и правил.

Этот период затрагивает возраст от 7-12 лет.

Ребенок учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.

 

Знакомятся с орфограммами.

Дети учатся запоминать написание часто встречающихся слов, с акцентом на орфографические моменты (они выделяются красным цветом «Гриб — грибы»).

 

Таким образом, дети приходят к письменной речи постепенно, шаг за шагом.

И важно помогать и поддерживать их на всех этапах его развития.

Почему ребенок пишет с ошибками?

А почему ребенок плохо читает?

Автор статьи Кожанова Екатерина.