Этот особый фонематический слух!

11.10.2019 в 21:10

Наверно каждый из нас знает, что такое слух, и представляет, как он работает.

Но не все знают, что у нас есть не обычный слух, но и речевой.

 

А что он из себя представляет, давайте узнаем поподробнее.

 

Речевой слух, он же фонематический - способность различать звуки своего родного языка.

 

Фонематический слух включает в себя следующие операции:

* Способность различать звук в слове;

* способность различать слова, с одинаковыми фонемами;

* способность различать разные по звучанию слова.

 

Как он работает?

Сначала происходит фонематическое восприятие - мы слышим и различаем фонемы.

 

Далее происходит анализ и синтез – определение количества звуков в слове, составление из звуков слов.

 

И уже после фонематическое представление – правильное произнесение слов.

 

Фонематический слух развивается вместе с ребенком.

 

Ведь когда он только родился, он не может определить, а главное понять, что это за звук, и как из них составить слово.

Постепенно, с развитием ребенка, развивается и слух.

 

Например, к трем годам дети имеют уже достаточно большой объем слуховых впечатлений, но  еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по, тембру, характеру, слушать и понимать звуки.

 

Как он развивается?

 

К двум годам произношение у детей ещё несовершенно:

* нечётко произносятся многие звуки,

*смягчаются согласные звуки.

       

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения слов, может,  наблюдаются замены звуков, сокращения слов и пропуски слогов.

 

К четырем годам  исчезает «смягчение» речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й).

 

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки.

 

Наибольший пик развития фонематического слуха приходится на 4-5 лет, но необходимо начинать формировать его гораздо раньше.

 


Если у ребёнка не развит фонематический слух, у него диагностируют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

 

А это нарушение процессов формирования произношения у детей из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

 

Как можно проверить фонематический слух?

* Показать  ребенку картинки. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – лошка, ложки – рожки, лук – люк.

* Предлагаем повторить цепочки слогов или слов:

Да – та

Та – да

КА – га

Та – да – та

Да – та – да

Том – дом

Лук – люк

* Просим ребенка хлопнуть в ладоши (или топнуть), когда он услышит заданный звук.

 

Если у ребенка обнаружились проблемы, то не стоит терять время, а необходимо обраться к специалисту.

Ведь, если не решить проблему вовремя, ФФНР может осложнить обучение ребенка.

Еще раз про развитие речевого слуха

Пример игр для его развития

Что такое ФФНР? 

Автор статьи Кожанова Екатерина.