Наверно каждый из нас знает, что такое слух, и представляет, как он работает.
Но не все знают, что у нас есть не обычный слух, но и речевой.
А что он из себя представляет, давайте узнаем поподробнее.
Речевой слух, он же фонематический - способность различать звуки своего родного языка.
Фонематический слух включает в себя следующие операции:
* Способность различать звук в слове;
* способность различать слова, с одинаковыми фонемами;
* способность различать разные по звучанию слова.
Как он работает?
Сначала происходит фонематическое восприятие - мы слышим и различаем фонемы.
Далее происходит анализ и синтез – определение количества звуков в слове, составление из звуков слов.
И уже после фонематическое представление – правильное произнесение слов.
Фонематический слух развивается вместе с ребенком.
Ведь когда он только родился, он не может определить, а главное понять, что это за звук, и как из них составить слово.
Постепенно, с развитием ребенка, развивается и слух.
Например, к трем годам дети имеют уже достаточно большой объем слуховых впечатлений, но еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по, тембру, характеру, слушать и понимать звуки.
Как он развивается?
К двум годам произношение у детей ещё несовершенно:
* нечётко произносятся многие звуки,
*смягчаются согласные звуки.
К трём годам сохраняется несовершенство произнесения слов, может, наблюдаются замены звуков, сокращения слов и пропуски слогов.
К четырем годам исчезает «смягчение» речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й).
К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки.
Наибольший пик развития фонематического слуха приходится на 4-5 лет, но необходимо начинать формировать его гораздо раньше.
Если у ребёнка не развит фонематический слух, у него диагностируют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
А это нарушение процессов формирования произношения у детей из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Как можно проверить фонематический слух?
* Показать ребенку картинки. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – лошка, ложки – рожки, лук – люк.
* Предлагаем повторить цепочки слогов или слов:
Да – та
Та – да
КА – га
Та – да – та
Да – та – да
Том – дом
Лук – люк
* Просим ребенка хлопнуть в ладоши (или топнуть), когда он услышит заданный звук.
Если у ребенка обнаружились проблемы, то не стоит терять время, а необходимо обраться к специалисту.
Ведь, если не решить проблему вовремя, ФФНР может осложнить обучение ребенка.
Еще раз про развитие речевого слуха
Автор статьи Кожанова Екатерина.