ФНР – Фонетическое недоразвитие речи.
Оно проявляется в нарушении звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе (без изменений в строении речевого аппарата).
Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Чаще всего нарушаются:
* свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц;
* шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;
* сонорные – Л, Р (и их мягкие пары);
* заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары).
Причины возникновения ФНР:
* вследствие повреждения в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития;
* «сюсюканье» при общении с маленьким ребенком;
* проблемы со слухом;
*нарушения артикуляционной моторики (парезы);
* проблемы в работе коры головного мозга;
* если семья билингвов (говорят на нескольких языках) .
Основными задачами коррекционной работы с детьми с ФНР являются:
*появление интереса к окружающим звукам;
*развитие желания воспринимать их и подражать им;
*дифференциация речевых и неречевых звуков.
Родителям важно помнить, что исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать как можно раньше (оптимальный возраст- с четырех лет).
Происходит это путем логопедических занятий в игровой форме.
Работа это непростая и продолжительная, но в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, поэтому она наиболее податлива для исправления.
Однако, уделяя внимание развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха, стоит не забывать и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.
Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А.