Формирование речи у детей с ДЦП

09.12.2019 в 22:12

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей.

Исходя из того, что речь, психика и двигательная активность тесно взаимосвязаны, то логопедическая работа  будет направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

При этом ориентироваться нужно не на нормы речевого развития, а на возможности ребенка.

 

Самое первое, что нужно сформировать у ребенка с ДЦП это понимание речи.

 

Это начинается с развития восприятия различных интонаций голоса. Необходимо добиваться от ребенка не только восприятия различных интонаций голоса (ласковой, нежной, радостной; сердитой, грубой), но и реакции на них (улыбки, смеха или обиды, плача).

 

На начальных этапах обучения необходимы зрительные подсказки.

То есть предмет, который изучается должен быть в поле зрения ребенка.

 

Он может его потрогать, так он получит (информацию тактильно), послушать звукоподражание от специалиста, или с помощью аудиозаписи.

 

Для запоминания используются двусложные лепетные слова или звукоподражания: ляля, киса (мяу), би-би, ав-ав и т.д.

Слова  должны произносятся медленно, певуче, с разными интонациями.

 

Еще одним из важных этапов развития речи при ДЦП является стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности ребенка.

Важно стимулировать, активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (звуки, слова и фразы).

 

Овладение простой фразой помогает ребенку выражать свои желания. Это стимулирует его речевую активность на уровне двухсловных предложений: «Дай пить» («Дя пи»).

 

Далее идет отработка трехсложных предложений типа «обращение + повеление + название предметов».

Для  стимуляции речевой и двигательной активности можно  использовать игры со стихами, музыкой, которые  сопровождаются одновременным выполнением движений.

 

Необходимо как можно раньше начать коррекционную работу с детьми с ДЦП.

Про особенности развития речи с ДЦП

Нарушение глотания

Взгляд невролога