Графомоторные навыки у детей с ДЦП

17.12.2019 в 20:12

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

 

Процесс формирования этого навыка психологически и физиологически сложен.

 

При ДЦП основное нарушение-это двигательное. В связи с этим большинство детей находятся на самом низком уровне владения основными приемами графической деятельности. 

 

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

 

Первый этап обучения (формирование моторной и психологической базы для овладения навыками письма):

* нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке;

* формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;

* научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологические рефлексы;

* обучать дифференцированному захвату различных предметов;

* формирование правильного захвата и удержания ручки;

* формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

 

Второй этап (коррекция графических навыков):

* Учим проводить прямые линии: вертикальные, горизонтальные и наклонные. 

штрихование в заданном направлении и раскрашивание в соответствии с формой фигуры;

* выполнение упражнений на соединение разно удалённых точек;

* изображение ломаных линий; проведение ломаной по опорным точкам;

* изображение геометрических фигур;

* формирование графических элементов письма.

 

После того как ребенок освоил выполнение линий различной конфигурации, переходим к отработке основных элементов букв по схеме: формообразующее движение в воздухе, «письмо» пальцем, написание карандашом.

 

Третий этап (одно из ответственных направлений в работе — формирование навыков написания элементов школьного письма в тетради).

 

Основной задачей является выполнение главного условия — не выйти за пределы рабочей строки, т. е. соотнесение своего движения со зрительно воспринимаемым полем действия, выполнение движения внутри его. 

 

Трудности формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП отмечаются специалистами разного профиля, это неоспоримый факт.

 

 Подготовительный период является важным условием предупреждения нарушений письменной речи у детей с ДЦП.

Формирование речи у детей с ДЦП

Про эпилепсию и ее влияние на речь

Автор статьи логопед Архипова Элина

Теги: ДЦП