Как музыка влияет на пространственные представления и кинетику?

14.09.2019 в 22:09

Музыка играет важную роль в развитии ребенка.

Еще в тот период, когда ребенок не умеет говорить, он позитивно (а иногда не очень) реагирует на различные ритмы, темпы, тембры музыки, на ее громкость.

 

Даже еще раньше, до рождения ребенка, можно заметить, как ребенок реагирует на звуки музыки различными движениями. Музыка может влиять на состояние ребенка: спокойная музыка убаюкивать, быстрая музыка, наоборот, активизировать.

А что же происходит с ребенком, когда он сам занимается музыкой, ориентируется по нотам, играет на музыкальных инструментах?

 

Известно, что в головном мозге связи формируются в ответ на то, что делает ребенок.

Чем больше нагружаются те или иные участки головного мозга, тем больше нейронных связей там будет, это можно проверить даже при помощи МРТ.

 

Если посмотреть на МРТ музыкантов-профессионалов или любителей и сравнить со снимками людей, которые никогда не занимались музыкой, то можно найти отличия!

 

Давайте поговорим о том, какую роль в развитии ребенка играют занятия музыкой и какие психические функции развиваются вместе с музыкальными занятиями.

 

На самом деле занятия музыкой полезны для множества психических функций:

 

* межполушарное взаимодействие;

* фонематический слух;

* внимание, регуляция и контроль;

* кинестетика;

* пространственные представления, кинетика.

 

Сегодня в статье сделаем особый упор на последние 2 пункта.

 

Начнем с пространственных представлений.

 

При игре на различных инструментах ребенку необходима ориентировка в пространстве, например, при игре на пианино ребенок будет опираться направо и лево, при игре на гитаре на верх - низ, при игре на дудочке на ближе или дальше нужно поставить пальчики, чтобы получился тот или иной звук.

Для понимания и чтения нот тоже необходимы пространственные навыки, где изображена нота на нотном стане, куда она ориентирована и т.д.

 

Как для правильного письма нужно понимать пространственный образ буквы (например, буква б – кружочек и палочка вверх и вправо), так же для того, чтобы правильно сыграть произведение ребенку нужно уметь различать пространственные признаки нот.

 

Каким же образом музыка связана с кинетикой?

 

Сначала пару слов о том, что обеспечивает кинетика – способность переключаться с одного элемента на другой.

 

Если кинетика нарушена, то движения будут прерывистыми, лишенными плавности, возможно, ребенок будет неконтролируемо делать больше движений, чем нужно, повторять их, не имея возможности переключиться.

 

При занятиях музыкой большое внимание уделяется точности движений пальцев, кистей рук. Во время игры на музыкальных инструментах формируется, корректируется и тренируется плавность движений, переключаемость между движениями; пропадают повторяющиеся движения.

 

Движения, в особенности те, которые связаны с мелкой моторикой, становятся более уверенными, более точными, что в свою очередь хорошо, например, для красивого письма в школе.

 

Если говорить про младших дошкольников, то благотворное влияние будет оказываться и на речь, так как при занятиях музыкой тренируется не только кинетика мелко моторных движений, что, как известно, помогает в развитии речи, но и кинетика других процессов, в том числе речи.

 

Что такое логоритмика?

О развитии моторики и психомоторики можно прочитать тут

Автор статьи клинический психолог, нейропсихолог Екатерина Зарудная