Классификация речевых нарушений

28.08.2019 в 22:08

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у большинства из них сохранен слух и интеллект, но есть некоторые нарушения речи, которые могут оказывать негативное влияние на формирование других сторон психики.

 

Согласно теории, Р. Е. Левиной, в отечественной логопедии есть две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая.

 

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционную медицину, но, в отличие от нее, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются к формам заболеваний.

 

К этой классификации относятся:

 Нарушения устной речи:

*Дисфония – частичное нарушения высоты, силы и тембра голоса.

*Афония -полное отсутствие голоса.

*Заикание – нарушение речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

*Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

*Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения.

*Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

*Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

*Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражениями головного мозга.

Нарушения тембра голоса:

*Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

 *Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

 

 Нарушения письменной речи:

*Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

*Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

 

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогико-логопедическом процессе.

К ней относятся следующие нарушения:

*Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

*Общее недоразвитие речи – различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

*Заикание – в данной классификации рассматривается как нарушение коммуникации речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций.

 

При анализе речевых нарушений нужно учитывать все факторы, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта. Это и является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.

 консультация специалиста

Автор Татьяна Султанова