Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у большинства из них сохранен слух и интеллект, но есть некоторые нарушения речи, которые могут оказывать негативное влияние на формирование других сторон психики.
Согласно теории, Р. Е. Левиной, в отечественной логопедии есть две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционную медицину, но, в отличие от нее, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются к формам заболеваний.
К этой классификации относятся:
Нарушения устной речи:
*Дисфония – частичное нарушения высоты, силы и тембра голоса.
*Афония -полное отсутствие голоса.
*Заикание – нарушение речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
*Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
*Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения.
*Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
*Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
*Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражениями головного мозга.
Нарушения тембра голоса:
*Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
*Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Нарушения письменной речи:
*Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
*Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогико-логопедическом процессе.
К ней относятся следующие нарушения:
*Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
*Общее недоразвитие речи – различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
*Заикание – в данной классификации рассматривается как нарушение коммуникации речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций.
При анализе речевых нарушений нужно учитывать все факторы, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта. Это и является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.
Автор Татьяна Султанова