Логопедический ребенок

27.01.2019 в 20:01

Все родители заботятся о своих детях. И когда в развитии ребенка что – то не так, то мы обращаемся к различным специалистам.

Выбор специалиста напрямую зависит от тех проблем, которые выявляются у ребенка. Если проблемы с зубами – это стоматолог, глаза – офтальмолог, общие вопросы по здоровью, а также лечение неосложненных заболеваний – это педиатр, а вот с какими нарушениями в развитии нужно обращаться к логопеду. Кто он такой логопедический ребенок?

Начнем с самого маленького возраста. Да-да!!! Даже детки до года могут начинать получать консультацию и помощь логопеда, в том случае, если изначально был отягощен анамнез, у ребенка снижены рефлексы, не возникает комплекса оживления, не начинается или затухает гуление, не начинает или затухает лепет.

* С 1 года до двух лет логопедическим ребенком считается тот, у кого не наращивается словарный запас, если ребенок не откликается на имя, понимает только знакомые инструкции и только в определенной ситуации, если появляются запинки и многократные повторения слов.

* 2-3 года стоит обратиться к логопеду, если наблюдаются проблемы, описанные выше, или словарь накапливается, но медленно и к 3 годам отсутствует простая фраза. Так же ребенку требуется логопедическая помощь в том случае, если он говорит непонятно даже для родителей. И в том случае, если ребенок не пытается подражать взрослым ни в чем. Так же если в этом возрасте появились запинки или многократные повторения частей слов или целых слов.

* 3-4 года. В этом возрасте помощь логопеда требуется детям, которые так и не начали говорить, вопреки ожиданиям родителей ( по идее обратится можно и нужно раньше, но обычно окружающие да и сами родители, еще ждут, что ребенок все таки начнет говорить), тем у кого не появились звуки раннего генеза (все гласные, М,Н,К,Г,Х,Б,П,В,Ф,Д,Т и их мягкие варианты), у кого «каша во рту», а также дети, у которых наблюдаются стойкие эхолалии, обилие грамматических ошибок (кошка спал, машина ехал и прочие), ребенок не смотрит в глаза, не пытается повторять за взрослым( обычно это сопровождается нарушением коммуникации, отсутствием продуктивных игр). Если появились запинки в речи, многократные повторы слов, судорожное дыхание при попытке заговорить.

* 4-5 лет. На мой профессиональный взгляд оптимальный возраст для начала постановки отсутствующих звуков позднего генеза (Р, Л, С,З, и их мягких вариантов, Ш,Ж,Ч,Щ,Ц) ( по данным Гвоздева А.Н. уже к 4 годам у детей усваиваются звуки родной речи). Так же помощь специалиста логопеда нужна в том случае, если продолжают сохраняться грамматические ошибки в речи, ребенок часто путает звуки с-ш,з-ж,с-ц,р-л, твердые- мягкие,звонкие-глухие, особенно в том случае, что у ребенка эти звуки сохранны.

Причем когда у ребенка появляется новый звук, например, Р,то какое – то время ребенок может рычать во всех словах (руна вместо луна,рыраф вместо жираф) но со временем при исправлении со стороны взрослого все должно нормализоваться. Если этого не происходит обратитесь к логопеду. Так же «логопедический ребенок» испытывает трудности в пересказе коротких текстов и сказок и в составлении предложений по картинкам вообще. Так же могут пропускаться некоторые части речи (глаголы, предлоги).

Если появились/возобновились запинки в речи, многократные повторы слов, судорожное дыхание при попытке заговорить.

* 5-6 лет. В этом возрасте у логопедического ребенка сохраняются трудности со звуками (если родители не обращались ранее) ребенку трудно выделять первый звук в слове, или вообще определить наличие звука в слове. Придумать слово на определенный звук, составить предложение по картинке, сравнить устно два предмета, составить рассказ по серии или сюжетной картинке.

Если появились/возобновились запинки в речи, многократные повторы слов, судорожное дыхание при попытке заговорить.

* 6-8 лет. Это возраст обучения грамоте, поэтому если ребенку не дается процесс чтения, а также не даются процессы фонематического анализа (см. возраст 5-6 лет) это повод получить консультацию у специалиста.

Логопедический ребенок школьного возраста- это тот у которого при письме наблюдаются стойкие СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ошибки не связанные усвоением правил русского язык (запака вместо собака, осна вместо сосна и прочие), либо ошибки связанные со стойкими трудностями применения правил русского языка.

А при чтении стойкие СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ошибки, невозможность сливать слоги, понимать почитанный текст, работать по прочитанному тексту.

Особое внимание следует уделить детям с 5 лет, которые перестали разговаривать вследствие перенесенных психических или физических травм, осложнений после заболеваний, детских инфарктов и инсультов. В этом случае логопед тоже необходим.

Главное, что нужно понимать, обычно логопедический ребенок с трудностями в школе- это логопедический ребенок дошкольного возраста. То есть, чем раньше начинаются занятия, тем лучше и прочнее результат.

НЕ УПУСКАЙТЕ МОМЕНТ! ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЛОГОПЕДУ СВОЕВРЕМЕННО!

Автор статьи: логопед, Екатерина Мрачковская