Методика исследования связной речи

02.09.2019 в 18:09

Что такое связная речь? Почему иногда требуется специальная работа по её формированию? Об этом узнаете в сегодняшней статье.

 

Связная речь - последовательно и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. Так как связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, то дети не всегда могут самостоятельно овладеть ей в полной мере.

 

Вопросами развития связной речи занимались многие учёные: Д. К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и многие другие. 

 

Критерии, по которым оценивается связность речи:

 * Содержательность (тема хорошо знакома говорящему). 

* Точность (слова наиболее полно описывают конкретную ситуацию, предмет или действие). 

* Логичность (мысли изложены последовательно, не теряется ход повествования). 

* Ясность (текст сформулирован доступным для окружающих языком). 

* Правильность, чистота, богатство (разнообразие используемых слов, речевых конструкций). 

 

Эффективность работы по формированию связной речи будет зависит от своевременного начала коррекционного процесса и от правильно выбранного метода воздействия.

 

Давайте рассмотрим существующие на данный момент методы исследования уровня развития связной речи:

 * Пересказ знакомого текста (сказки или рассказа). 

 * Составление рассказа по картинке. 

 * Составление рассказа по опорным словам. 

 * Составление рассказа с опорой на схему. 

 * Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 * Рассказ из личного опыта (например: "Мой день рождения", "Магазин"...). 

 * Составление рассказа - описания (например: "Расскажи о животном" по предложенной картинке). 

 * Составление рассказа-описания. 

 * Составление рассказа на заданную тему или продолжение рассказа по данному началу. 

 

Задания постепенно необходимо усложнять, чтобы обеспечить плавный переход от ситуативной к контекстной форме речи. Для этого следует уменьшить наглядность и исключить процесс написания плана высказывания.  

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, так как только обладая хорошо развитой связной речью ребёнок сможет успешно учиться в школе. Ребёнок не будет испытывать трудности при пересказе прочитанного материала, написании сочинений и изложений, при ответах у доски, сможет логично и стилистически верно излагать свои мысли. 

Почему ребенок не пользуется речью

Про нарушение письменной речи читай тут

Записать своего ребенка на диагностику можно здесь


Автор статьи Нина Никифорова. 

Теги: речь