Что такое связная речь? Почему иногда требуется специальная работа по её формированию? Об этом узнаете в сегодняшней статье.
Связная речь - последовательно и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. Так как связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, то дети не всегда могут самостоятельно овладеть ей в полной мере.
Вопросами развития связной речи занимались многие учёные: Д. К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и многие другие.
Критерии, по которым оценивается связность речи:
* Содержательность (тема хорошо знакома говорящему).
* Точность (слова наиболее полно описывают конкретную ситуацию, предмет или действие).
* Логичность (мысли изложены последовательно, не теряется ход повествования).
* Ясность (текст сформулирован доступным для окружающих языком).
* Правильность, чистота, богатство (разнообразие используемых слов, речевых конструкций).
Эффективность работы по формированию связной речи будет зависит от своевременного начала коррекционного процесса и от правильно выбранного метода воздействия.
Давайте рассмотрим существующие на данный момент методы исследования уровня развития связной речи:
* Пересказ знакомого текста (сказки или рассказа).
* Составление рассказа по картинке.
* Составление рассказа по опорным словам.
* Составление рассказа с опорой на схему.
* Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
* Рассказ из личного опыта (например: "Мой день рождения", "Магазин"...).
* Составление рассказа - описания (например: "Расскажи о животном" по предложенной картинке).
* Составление рассказа-описания.
* Составление рассказа на заданную тему или продолжение рассказа по данному началу.
Задания постепенно необходимо усложнять, чтобы обеспечить плавный переход от ситуативной к контекстной форме речи. Для этого следует уменьшить наглядность и исключить процесс написания плана высказывания.
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, так как только обладая хорошо развитой связной речью ребёнок сможет успешно учиться в школе. Ребёнок не будет испытывать трудности при пересказе прочитанного материала, написании сочинений и изложений, при ответах у доски, сможет логично и стилистически верно излагать свои мысли.
Почему ребенок не пользуется речью
Про нарушение письменной речи читай тут
Записать своего ребенка на диагностику можно здесь
Автор статьи Нина Никифорова.