Мотивация. Дофамин. Речь

20.04.2019 в 23:04

Развитие мотивации у ребенка и развитие мотивации к речи – одна из интересных задач для специалиста. Без мотивации ребенок не подойдет к вам и не попросит воды. Без мотивации у детей с нарушением понимания речи сложно «вытащить» слово.

Предлагаю разобраться в вопросе мотивации.

Мотивация – это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (хочу в туалет – иду в туалет, хочу пить – пью).

Зацепимся за данное высказывание: «психофизиологический процесс, управляющий поведением человека».

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга, вырабатывающая гормоны. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения.

С каким же гормоном связана мотивация? Дофамин.

Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Это очень интересно, я хочу вас познакомить с Робертом Сапольски и его лекцией на тему дофамина.

Дофамин отвечает за удовольствие от награждения.

Если мозг перестанет вырабатывать дофамин, начнётся клиническая депрессия. И да, у меня есть такие дети, у которых есть недостаток дофамина, на это тяжело смотреть. Ребенок просыпается, и он уже несчастен, его ничто не радует.

Кокаин работает на дофамине. Всё, что наполняет вас эйфорией, работает на дофамине, дофамин отвечает за чувство награды.

По крайней мере, так было принято считать. Люди считали, что всё происходит следующим образом: вы берёте обезьяну и обучаете её выполнять какое-нибудь задание, затем вы даёте ей сигнал, и у неё в комнате загорается лампочка – это означает, что сейчас начнётся задание. Обезьяна знает, что если выполнит это задание, то через какое-то время получит свою награду. Раньше считалось, что уровень дофамина начинает расти, когда

обезьяна получает награду, то есть дофамин связан с наградой, удовольствием, горшком с золотом на том конце радуги и т.д. Оказывается, всё обстоит иначе: обученная обезьяна должна выполнить задание.

Звучит сигнал о том, что нужно начинать, и в этот момент уровень дофамина идёт вверх, так что, всё дело не в удовольствии, в получении награды, а в том, что вы говорите: «Я знаю, как это работает, круто, я совершенно точно знаю, что делать, все проще простого, я все контролирую» (поэтому начинайте всегда с тех заданий, который ребёнок умеет делать или справится с ними).

Так что, дело не в самой награде, а в предвкушении награды.

Если вы заблокируете рост дофамина в самом начале, то и задание останется не выполненным, так что, дело не только в предвкушении награды, но и в поведении, ориентируемом на достижение цели.

Есть ещё одно очень тонкое дополнение. Несколько лет назад провели прекрасное исследование, где за основу взяли такой сценарий: человек или обезьяна выполняет задание, всегда получает награду, затем условия меняются, награду дают только в половине случаев.

Что же происходит, когда звучит сигнал? Когда награду дают только в половине случаев, уровень дофамина взлетает выше «крыши»: всё, что вы сделали – это включили в ваше уравнение слово «может быть», и это чудовищно стимулирует.

Когда звучит сигнал, обезьяна говорит себе: «Легко, я знаю, что делать, но я такой неудачник, и у меня не получится». Но сегодня всё будет не так, она просто сама себя накручивает, и от этого дофамин подлетает до небес.

Чтобы это проверить, попробуйте снизить вероятность получения награды до 25 % или поднять до 75%, и вы увидите совершенно другую картину. 25% – это плохо, а 75 % – хорошо.

Что же между ними общего? И то, и другое снижает фактор непредсказуемости. Уровень дофамина одинаково падает. Ничто так не заводит обезьяну, как знание о том, что где-то есть награда, которую она, может быть, получит. И многие из наших лучших социальных инженеров неплохо живут в Лас-Вегасе и тоже научились делать так, чтобы люди думали, что вероятность награды 50/50, хотя, на самом деле, она составляет 1-у тысячную %.

Они научились провоцировать взрыв дофамина, после которого люди готовы действовать, чтобы получить эту награду. Так что, наш мозг устроен точно таким же образом. Дофамин связан с предвкушением награды. Чувство неуверенности ещё сильнее подстегивает выработку дофамина и заставляет нас выполнять задания, но человек отличается от животных временем между выполнением задания и получением наград. Как долго мы можем ждать награды, продолжать работать на дофамине?

Нам всем знаком такой сценарий: Вы очень хорошо проходите собеседование в детский сад, в результате идёте в хорошую школу, в

хороший университет, хорошо учитесь, получаете высокий средний балл, идёте в магистратуру, устаиваетесь на хорошую работу и, в конце концов, сами выбираете себе дом престарелых. И здесь мы наблюдаем удивительную человеческую способность – способность ждать. И уже беспрецедентно наша способность ждать, которая существует в некоторых идеологиях и религиозных учениях, способность ждать даже после смерти. Вера в мир, где награда приходит уже после смерти. В мир, где вы готовы терпеть самое невыносимое ради этой далекой награды и обречь на страдания последующие поколения. Этого вы не встретите ни у одного из видов.

Я надеюсь, что эти знания оказались полезными для вас.

Что я советую для развития мотивации:

* Индивидуальный подход, у кого-то мотивацией может служить «покатать» машинку, а кого-то – съесть вкусное печенье.

* Подбирайте задания ребенку, которые он способен выполнить, затем постепенно их усложняя. Эмоционально реагируйте на результат.

* Помните, что дело не в самой награде, а в предвкушении награды.

* Не подавайтесь на провокации ребенка, если он не выполнил задание, но хочет забрать свою мотивацию, поскольку такое поведение (получать желаемое истерикой) может закрепиться.

Как показывает практика, на следующих заданиях ребенок включается в работу и старается.

* Для детей с нарушением речи и поведения необходимо использовать визуальное расписание и систему «жетонов».

* Если у ребенка нарушен синтез нейромедиатора, здесь должен подключиться невролог, нутрициолог.

Невролог назначит лечение, если обнаружит недостаток дофамина в организме.

Если вам нужна консультация, вы можете получить ее здесь.