Моторика - двигательная активность в том числе и бессознательная. У новорожденного не сформированы высшие психические функции, слух и зрение - плохо развиты, до речи впереди огромная жизнь. А моторика уже есть!
Примитивные рефлексы, аж целых 15 штук сформированы еще в перинатальном периоде. Именно они являются важным диагностическим критерием в жизни и развитии малыша. Не только их наличие, но и угасание согласно возрасту. В результате созревания ЦНС те или иные рефлексы преобразуются в более сложные паттерны поведения и становятся толчком для развития новых навыков.
Психомоторика - сознательная двигательная активность. Психомоторика демонстрирует связь движения с познавательными, речевыми и эмоционально-волевыми процессами.
Схватить игрушку и донести ее до рта, самостоятельно перевернуться на живот, сидеть, ползать, ходить - это все первые осмысленные двигательные навыки. Которые требуют от малыша усилий и внутренней работы.
В первый год неврологи обращают внимание в основном на моторные навыки. Именно они являются показателем нормального развития. А в случае их задержки - это может быть первым звоночком для обращения за ранней помощью. Чем раньше родитель поймет, что есть особенности развития, тем быстрее можно будет помочь малышу и не дать появится вторичным дефектам.
При диагностики детей старшего ( 3-х – 8-ми лет) возраста - оцениваются такие показатели как:
*Осанка - является бессознательной антигравитационной адаптацией к среде. То есть своего рода рефлекс более высокого порядка. В случае, когда для поддержания осанки требуется осознание, это отбирает внимание у других когнитивных процессов и тормозит их. Осанка поддерживает равновесие и обеспечивает систему ориентиров для координации, а также является основой для глазо-двигательной функции.
*Равновесие - конечный продукт проприоцепции (мышечное ощущения своего тела), вестибулярного аппарата и зрения.
У человека опорным ориентиром является голова. Вестибулярная система сообщает мозгу о том, где находится голова относительно внешней среды, а проприоцептивная, где голова относительно тела. Зрение – в какую точку тело отправить или не отправлять.
Трудности контроля равновесия проявляются в:
*Контроли осанки;
*Координации;
*Контроле движения глаз;
*Ощущениях: чувство направления, головокружения;
*Вегетативные симптомы: тошнота, дезориентация;
А также влияют на:
*Ориетацию и перемещение в пространстве;
*Ориентацию в символах (дети путают б и д, 2 и 5, пишут цифры наоборот);
*Понимание времени на часах со стрелками;
*Понимание обратности действий сложения и вычитания;
Статическое равновесие – характеризует способность удерживать позу. Детям плохо его контролирующим сложно сидеть или стоять неподвижно. Они непоседливы, вертяться, крутятся – им нужно быть в движении, чтобы сохранять контроль над собственным телом.
Динамическое равновесие – изменение позы при выполнении движения. При нарушениях ребенок будет избегать полноценной физической нагрузки.
*Ручная моторика
Рука – это наша речь. А речь это наше мышление. Также ручная моторика необходима для осуществления множества бытовых навыков, что влияет на адаптацию ребенка в коллективе.
*Сенсо-моторная координация
То есть связь между восприятием и движением.
*Зрительная (срисовывание или списывание);
*Тактильная (узнавание предметов на ощупь);
*Различение цвета, формы и величины;
*Слуховая (воспроизведение и узнавание звуков);
*Пространственная (лево-право, над-под, выше-ниже);
*Временная (дни, недели, времена года);
Для диагностики и оценки психомоторной сферы, степени ее задержки необходимо использовать игровые методы, чтобы замотировать ребенка на выполнение задания. Ни один малыш не будет выполнять задания, если ему не интересно и потому что “взрослому нужно”. И несмотря на то, что полноценную диагностику осуществляет подготовленный специалист: врач, психолог или педагог. Тем не менее только родитель, который наблюдает за малышом ежедневно, может заметить нарушения или наоборот динамику развития. Поэтому так важно знать возрастные нормы, уметь играть с малышом и замечать нюансы.
Автор статьи Алиса Рассушина