Направления работы с неговорящими детьми

22.09.2019 в 14:09

К сожалению, в настоящее время, процент детей, испытывающих трудности в речевом развитии, растет из года в год.

Если 10-15 лет назад самые «тяжелые» дети были те, у которых просто были проблемы со звукопроизношением, то сейчас за помощью к специалистам обращаются родители, дети которых практически не говорят в 3,5 – 4 года!

Как же вызвать речь у таких молчунов? Одним из направлений работы может быть речедвигательная гимнастика.

 

ЧТО ЭТО?

Это тесная связь моторики и речи.

Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, головы и даже всего корпуса.

 

ПОЧЕМУ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА ПОЛЕЗНА?

Потому что она используется, как средство опоры на зрительный и двигательный образ звука речи для укрепления и наиболее полноценного усвоения.

Детям, особенно когда есть серьезные речевые проблемы, действительно легче не просто произнести первый звук, а именно подкрепить его чем-либо. В данном случае, движением.

Для закрепления звука с движением можно одновременно использовать и зрительный анализатор и подключить образ звука, т.е. букву.

 

ВЫЗЫВАНИЕ ЗВУКОВ – ЭТО ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Если ребенок не повторяет движения за вами сам, можно брать его ручки/ ножки в свои и делать вместе с разной интонацией.

Работу следует начинать с основных гласных звуков А, О, У, И.

Движения:

* А – согнутые руки у груди разжать в стороны, одновременно произнося ААА;

* У – прижать две руки к губам и от них вытянуть вперед со звуком УУУ;

* О – руки опущены вниз, кисти возле солнечного сплетения. Разводить в стороны округлые руки и поднять над головой (имитировать круглый звук О), одновременно произносить ООО;

* И – руки по швам и редко поднять над головой со звуком ИИИ.

 

ДОБАВЛЕНИЕ СОГЛАСНЫХ – ВТОРОЙ ЭТАП.

 К гласным добавляем губные согласные М,П, Б. МА – руки в стороны, МУ – руки вверх, МО – руки по кругу вверх, МИ – руки вверх.

 

Усложнение.

Если у ребенка хорошо получаются простые слоги, начинайте чередовать:

* МА-МА-МУ, МА-МА-МО, МА-МА-МИ, МА-МА-ПА, ПА-ПА-БА, БА-БУ-МУ и тд.

 

Важно, что ребенок начинает осознавать, что у него получается.

Раньше он не мог сказать ничего, а сейчас уже повторяет за вами.

Как только малыш начнет повторять хотя бы элементарные слоги, то далее процесс пойдет быстрее.

 

Артикуляция.

Необходимо, чтобы ребенок хорошо видел, как произносите Вы.

Дети копируют Вас:

 

* А – рот раскрыт широко;

* О – рот открыт, губы округлены;

* У – губы вперед трубочкой;

* И – губы тянутся в улыбке.

Верьте в своего ребенка и все получится!

Про критические периоды в развитии речи

пример игр на запуск речи

Почему ребенок не пользуется речью?

Записаться на консультацию к специалистам

Автор статьи Наталия Сидорова