Дизартрия - это речевое нарушение, которое затрагивает произносительную сторону речи, которое возникло в результате поражения ЦНС.
Основные проявления дизартрии:
*расстройства артикуляции звуков;
*нарушения голосообразования;
* изменения темпа речи, ритма и интонации.
Существует три синдрома дизартрии:
* Нарушения артикуляционной моторики.
Проявляется в спастичности артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка губ, в лицевой и шейной мускулатуре.
Нарушения тонуса может быть и локальным и затрагивать только отдельный орган.
При таком синдроме дети не могут:
* пошевелить челюстью из стороны в сторону;
*испытывают трудности с мимическими движениями;
* трудности с удержанием языка.
* Второй синдром дизартрии – синдром нарушений речевого дыхания.
Оно нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры.
Проявляется «рассогласованность» в работе вдох-выдох.
Появляется тенденция говорить на «выдохе».
Для детей с этим синдромом дизартрии характерно:
* очень слабый вдох и выдох, что приводит к тихой речи;
* неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате чего ребенок договаривает фразу или слово шепотом, «заглатывает» конец слова или фразы;
* неумелое распределение дыхания, по словам, ребенок, вдыхает в середине слова;
* торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
* неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно;
* слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
* Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства.
Проявляется оно в:
* в отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий;
* в переносе логического ударения на другое слово в предложении;
* в попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы.
У детей с этим синдромом дизартрии глухой слабый голос, назальный тембр голоса, нарушения мелодики речи, что обусловлено вялым парезом мышц речевого аппарата.
Для детей с дизартрией характерны эмоционально-волевые расстройства, нарушения развития общей моторики, нарушения коммуникации, нарушения познавательной деятельности.