Нарушение звуков при дислалии

05.11.2019 в 00:11

Существуют определенные нормы появления звуков в речи детей с рождения до шести лет.

Это значит, что к шести годам  ребенок учиться правильно, произносить,  и дифференцировать  в речи все звуки родного языка.

 

Если у ребенка сохранен слух и интеллект, то с  примерно с  1,5 -  2 –х месяцев  до 5 месяцев – появляется гуление, а  с  5 месяцев до 10-12 – лепет.

 

К 1,6 – 2 годам  малыш обычно произносит гласные звуки  а, о, у, и, также  ему доступны многие согласные звуки ([к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [й])). Многие из согласных звуков произносятся смягчённо (дяй вместо дай).

 

К трем годам ребенок осваивает  все гласные звуки  и согласные [в], [в’], [ф], [ф’], [х], [х’], [с’], [з’].

 

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

 

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

 

В возрасте 5 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Многие дети осваивают звук [л’], [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой до 6  лет ).

 

Правильное произношение всех звуков речи зависит от развития:

* Артикуляционного    аппарата;

* Речевого дыхания;

* Фонематического слуха;

 

Причины  нарушения произношения:

* Неправильно сформированное строение речевого аппарата:

* аномалии нёба (высокое, плоское, расщепленное);

* дефекты развития верхней и нижней челюсти (неправильный прикус);

* укороченная уздечка языка и верхней губы;

* недостаточная подвижность языка,губ;

* нарушение речевого дыхания:

* следствие общей ослабленности;

* аденоидные разращения;

* различные сердечно-сосудистые заболевания;

* несформированность слухового восприятия.

 

Необходимо обязательно обратиться к логопеду, если:

*Язычок у ребенка часто «вылезает» между зубами, когда он говорит.

*Носовой оттенок произношения слов.

*Рот постоянно приоткрыт и при этом обильное слюнотечение.

*Язык, рот, плечи при произношении слов напрягаются, а звуки словно «застревают» в зубах.

 

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата это - ДИСЛАЛИЯ. 

Выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую  (органическую).

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений, периферически или центрально обусловленных.  

Механическая дислалия – при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).

При функциональной дислалии  может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механической- обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дислалия проявляется следующими видами нарушения звукопроизношения:

* пропуск звуков – звук «выпадает» из начала, середины или конца слова, звука нет (.опата, го.убь, пена.);

— замена звуков – постоянное замещение одного звука другим звуком родного языка во всех формах речи, обусловленное неразличением заменяемого звука и его «заместителя» по их произносительным или слуховым характеристикам (Р на Л, К на Т, Ш на С: Сапка, коСка, малыС.  МаСа идет в Сколу);

* смешение звуков – звуки то произносятся верно в простых формах речи (слогах, словах), то ошибочно — смешиваются (путаются ребенком, взаимозаменяются) в его речевых высказываниях (пуШиШтая коСка, СуШтрый малыш);

— искажение звуков – вместо необходимого звука используется ненор-мированный звук, отсутствующий в системе родного языка (горловой Р, межзубный С, боковой Ш).

 

 

Уважаемые родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

 

Рекомендации по профилактической работе:

Для  развития мускулатуры органов речи делайте  с малышом артикуляционную гимнастику.

 

Упражнения для губ:  «Смешная песенка», «Воздушный поцелуй», «Расческа».

 

Упражнения для языка: «Любопытный язычок», «Накажем непослушный язычок», «Пожалеем язычок», «Полакаем как котята», «Часики», «Качели».

 

А еще,  приучайте ребенка жевать твердую пищу!

Учите полоскать рот!

 

Для  развития мускулатуры органов речи:

Мимические упражнения игры:

«Снежинка»-представить, что с неба падают снежинки и ловить их ртом, снежинка легла на носик- наморщить носик, легла на лоб-пошевелить бровями, на веки-поморгать глазами).

«Зеркало»-изображать веселого, грустного, злого или доброго человечка;

Учите надувать щёки!

Упражнения на развитие речевого дыхания:

 Учить  «принюхиваться», т.е.делать короткий глубокий вдох через нос и длинный плавный выдох через рот(на выдохе произносить а-а-а-а).

 Игры:

*сдувание и поддувание кусочков ваты, пушинок, корабликов;

*дутье в воду через соломинку;

*мыльные пузыри;

*игры на различных детских духовых инструментах.

Плечи при вдохе не должны подниматься, а при выдохе - не  надуваться щеки!

А ещё, развивайте  мелкую  моторику пальцев рук!

Какие нарушения звукопроизношения сушествуют

Как работать с механической дислалией

Логопедическая работа при стертой дислалии

Автор статьи учитель-дефектолог  Скворцова  З.А.

Теги: дислалия