Нейропсихологический взгляд на навык письма

25.11.2019 в 08:11

Каждый навык, которому должен обучиться ребенок имеет свои временные рамки.

Если начать обучение раньше положенного срока, есть риск создать искусственные провалы в другом направлении или просто перегрузить мозг. В том случае, если время упущено, то восстановить до нормы практически невозможно, однако сделать лучше получится.

Это правило относится и к обучению письму.

Письмо это особая форма речи, в процессе которой графические символы (графемы), соответствующие элементам устной речи, переносятся на бумагу (или другие материалы). Оно способствует развитию мозговых структур.

 

Для обучения письму следует учитывать множество факторов:

* осанка ребенка, которая обеспечит правильную позу, посадку и исключит мышечные зажимы;

* нейродинамика, от которой зависит истощаемость, внимание и контроль ребенка;

* навык серийной организации движений в общей и в тонкой моторике;

* зрительно-моторная координация;

* графо-моторный навык;

* устойчивое формирование пространственных представлений.

 

О готовности мыслительных операций следует указать отдельно, так как именно они помогают перевести полученную информацию в систему знаков.

 

Уровень зрительно-моторной координации позволяет ребенку отслеживать и предугадывать на листе движения руки и ручки.

Помогает не дублировать на письме элементы (например, пишет ш вместо и).

 

Развить зрительно-моторную координацию можно через спорт, игры с мячами, фрисби, дартс, настольный хоккей и т.д.

 

Графо-моторным навыком называется определенное положение и движения пишущей руки.

Он позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

 Его формирование начинается с «щипкового захвата» предметов. Т.е. ребенка нужно учить брать предметы двумя пальчиками.

 

В этом помогут игры с пинцетом, шестигранные мозаики (мелкие), отщипывание пластилина. Если «щипковый захват» не развит у ребенка, впоследствии во время письма будет неправильный захват ручки.

 

Знакомить с инструментами письма и рисования следует с трехгранного карандаша. После того как ребенок уверенно держит его в руках, можно включить обычные карандаши, фломастеры и ручки.

 

Важно правильно поставить руку для письма до 7 лет (первого класса).

Если в 3 классе ребенок неправильно держит ручку, переучить уже практически невозможно (бессмысленно).

 

С точки зрения физиологии в письме большой палец противопоставляется указательному. Работа мышц одного пальца уравновешивает работу мышц другого.

Так рука меньше устает. Когда захват неправильный, и в письме участвует средний палец, то работу других мышц ничто не компенсирует. В таком случае тратиться больше ресурсов, и рука будет быстро уставать.

Средний палец должен быть опорным, поэтому на нем появляются мозоли.

 

Чтобы помочь сформировать правильный захват можно использовать тренажер «Рыбка».

Существуют такие тренажеры отдельно для левшей и правшей. Они подойдут для тех детей, которые осознанно учатся писать и формируют письмо как систему. Как правило, в возрасте 5-6 лет.

 

С точки зрения нейропсихологии учить ребенка писать следует не раньше 5 лет!

Начинать нужно с графических диктантов (по клеточкам), а далее вводить буквы и слова.

До школы писать только печатными буквами.

Это важно, так как до 7 лет прописное слитное письмо с различными элементами и крючками сильно нагружает незрелую структуру мозга, которая отвечает за плавность переключений.

Точнее обедняется развитие правого полушария, в котором находятся образность речи, креативное мышление и творчество.

 

Важно, чтобы ребенок понимал такие понятия как «право-лево», «верх-низ». Чтобы ребенок чувствовал границы, а именно, не выходил за поля, соблюдал правила красной строки, не отзеркалил буквы нужно играть в игры на развитие пространственной сферы (двигательные, сбор детали по схеме, графические диктанты).

До конца второй четверти первого класса отзеркаливание букв считается нормой.

До того, как перейти к письму под диктовку, ребенок должен научиться пересказывать тексты и объяснить их смысл.

Чтобы ребенок не делал орфографических ошибок во время диктанта, следует играть в игры на развитие фонематического слуха и кинестетического восприятия.

 

Родителям следует помнить, что ребенок не обязан писать каллиграфически. Каллиграфия – это особый вид искусства.

Ключевыми показателями оценки почерка являются читабельность текста, отсутствие орфографических ошибок, умещение букв в строке, стабильный размер шрифта, соблюдение полей.

Если у ребенка есть проблемы с письмом, следует проверить все перечисленные выше детали.

 

Иногда причиной может стать даже неудобная ручка. При этом бесконечное переписывание из черновика в чистовик может усугубить проблему.  

Если ситуация не исправляется в соответствующие сроки.

То следует обратиться к нейропсихологу.

Почему пишет с ошибками?

Научим писать без ошибок

Автор статьи нейропсихолог, практикующий психолог Курбанова Марьям