Нейропсихология формирования пространственных представлений у детей

16.09.2019 в 09:09

Многие из вас уже неоднократно читали и слышали о том, как научить ребенка ходить, читать, писать, «ментально» считать и тому подобное, но за всеми этими вещами стоят намного более важные функции, реализацию которых родители часто упускают в силу своей неосведомленности.

 

Сегодня я хочу поговорить с вами о правильном и своевременном формировании пространственных представлений у детей, а также о последствиях, с которыми сталкивается ребенок, если данный фактор не был сформирован.

 

Пространственные представления начинают свой путь формирования с самых ранних этапов развития малыша, и заканчивается к началу школьного возраста.

 

Если рассмотреть онтогенетический путь развития данной функции, то становится ясно, что сначала ребенок познает собственное тело, затем пространство вокруг себя и заканчивает «оречевлением».

 

Вот как это выглядит:

 

* двигательная сфера малыша еще достаточно не развита. Он учится ощущать свое тело в пространстве, а также воспринимать поступающие извне раздражители. Постепенно формируется схема тела, ребенок начинает соотносить части тела относительно друг друга;

 

* этап двигательного развития: ползание, а затем и хождение дарят малышу великий мир, полный открытий, в котором он уже изучает пространство вокруг себя, а также учится соотносить свое тело с этим пространством;

 

* подключение речи к данной функции позволяет грамотно описывать пространство, что находится «под», а что «над», что «ближе», а что «дальше» и понимает, что «мамин сын» и «сын мамы» - одно и то же. Этот этап называется «квазипространственными» представлениями.

 

В чем проблема современного образовательного и педагогического подхода?

 

Он зачерствел. Все чаще встречаются люди, которые не учитывают такие факторы, просто потому что не знают о них.

 

В своей практике я часто вижу, как логопеды ждут от детей понимания предлогов, а воспитатели зазубривают с детьми месяца, дни недели и времена года, не понимая, что среди малышей с огромной вероятностью есть те, у которых функция, обеспечивающая все перечисленное, осталась еще на самых ранних этапах формирования.

 

К каким проблемам это ведет?

* недостаточное восприятие собственного тела

* трудности с координацией в окружающем пространстве

* сложности с построением карт, маршрутов

* трудности освоения письма и чтения (а как часто дети зеркалят буквы, путают похожие по написанию)

* сложности с ориентацией на листе (все помнят про «отступили 3 клетки от слова «Классная работа» и 4 клетки от левого края?»)

* трудности с математикой

* проблемы с пониманием сложных грамматических конструкций.

 

Как же формировать эти представления?

 

* Первый этап. Маркировка левой руки ребенка ярким красным браслетом или ниткой, которые он не будет снимать.

Почему левую руку, так как в дальнейшем и чтение и письмо и много другое будет осуществляться слева-направо. Объясните ребенку, что промаркированная рука левая и как можно чаще спрашивайте его, в какой руке он держит ложку, какой рукой взялся за перила и т.д.

 

* Второй этап. Формирование схемы тела.

Сядьте перед зеркалом вместе с ребенком и начинайте называть части тела, показывая их на себе и на ребенке. Через некоторое время малыш должен научиться это делать сам. После этого можно обсуждать, что «выше», а что «ниже», что «спереди», а что «сзади».

 

* Третий этап. Начинайте освоение внешнего пространства.

Предложите малышу побыть змейкой/мышкой, осваивая самый низ, медведем/волком на среднем уровнем и птицей на верхнем.

Как можно чаще давайте возможность ребенку качаться на качелях, гамаках, висеть вниз головой, кружиться, прыгать и развивать ощущение себя и пространства вокруг.

 

* Четвертый этап. Если все предыдущие рекомендации были выполнены и отработаны, то «оречевление» будет происходить без каких-то особых проблем. А даже если и нет, то это будет проще скорректировать.

Разбирайте ребенка распознавать сложные грамматические конструкции, рисуйте с ним схемы и графические диктанты, конструируйте из блоков и общайтесь, проговаривайте всё, как можно больше

 

Тема пространственных представлений обширна, и мы лишь приоткрыли завесу для тех, кто интересуется грамотным с точки зрения нейропсихологии развитием мозга.

 

Но игнорирование данного вопроса приводит к большему увеличению числа детей, страдающих от дисграфии в школе и от других трудностей освоения новых знаний.

 

Поэтому призываю всех родителей быть внимательными к своим детям и давать ровно то, что им нужно в каждый период времени.

Автор статьи нейропсихолог Барабанова Нина.