Многие из вас уже неоднократно читали и слышали о том, как научить ребенка ходить, читать, писать, «ментально» считать и тому подобное, но за всеми этими вещами стоят намного более важные функции, реализацию которых родители часто упускают в силу своей неосведомленности.
Сегодня я хочу поговорить с вами о правильном и своевременном формировании пространственных представлений у детей, а также о последствиях, с которыми сталкивается ребенок, если данный фактор не был сформирован.
Пространственные представления начинают свой путь формирования с самых ранних этапов развития малыша, и заканчивается к началу школьного возраста.
Если рассмотреть онтогенетический путь развития данной функции, то становится ясно, что сначала ребенок познает собственное тело, затем пространство вокруг себя и заканчивает «оречевлением».
Вот как это выглядит:
* двигательная сфера малыша еще достаточно не развита. Он учится ощущать свое тело в пространстве, а также воспринимать поступающие извне раздражители. Постепенно формируется схема тела, ребенок начинает соотносить части тела относительно друг друга;
* этап двигательного развития: ползание, а затем и хождение дарят малышу великий мир, полный открытий, в котором он уже изучает пространство вокруг себя, а также учится соотносить свое тело с этим пространством;
* подключение речи к данной функции позволяет грамотно описывать пространство, что находится «под», а что «над», что «ближе», а что «дальше» и понимает, что «мамин сын» и «сын мамы» - одно и то же. Этот этап называется «квазипространственными» представлениями.
В чем проблема современного образовательного и педагогического подхода?
Он зачерствел. Все чаще встречаются люди, которые не учитывают такие факторы, просто потому что не знают о них.
В своей практике я часто вижу, как логопеды ждут от детей понимания предлогов, а воспитатели зазубривают с детьми месяца, дни недели и времена года, не понимая, что среди малышей с огромной вероятностью есть те, у которых функция, обеспечивающая все перечисленное, осталась еще на самых ранних этапах формирования.
К каким проблемам это ведет?
* недостаточное восприятие собственного тела
* трудности с координацией в окружающем пространстве
* сложности с построением карт, маршрутов
* трудности освоения письма и чтения (а как часто дети зеркалят буквы, путают похожие по написанию)
* сложности с ориентацией на листе (все помнят про «отступили 3 клетки от слова «Классная работа» и 4 клетки от левого края?»)
* трудности с математикой
* проблемы с пониманием сложных грамматических конструкций.
Как же формировать эти представления?
* Первый этап. Маркировка левой руки ребенка ярким красным браслетом или ниткой, которые он не будет снимать.
Почему левую руку, так как в дальнейшем и чтение и письмо и много другое будет осуществляться слева-направо. Объясните ребенку, что промаркированная рука левая и как можно чаще спрашивайте его, в какой руке он держит ложку, какой рукой взялся за перила и т.д.
* Второй этап. Формирование схемы тела.
Сядьте перед зеркалом вместе с ребенком и начинайте называть части тела, показывая их на себе и на ребенке. Через некоторое время малыш должен научиться это делать сам. После этого можно обсуждать, что «выше», а что «ниже», что «спереди», а что «сзади».
* Третий этап. Начинайте освоение внешнего пространства.
Предложите малышу побыть змейкой/мышкой, осваивая самый низ, медведем/волком на среднем уровнем и птицей на верхнем.
Как можно чаще давайте возможность ребенку качаться на качелях, гамаках, висеть вниз головой, кружиться, прыгать и развивать ощущение себя и пространства вокруг.
* Четвертый этап. Если все предыдущие рекомендации были выполнены и отработаны, то «оречевление» будет происходить без каких-то особых проблем. А даже если и нет, то это будет проще скорректировать.
Разбирайте ребенка распознавать сложные грамматические конструкции, рисуйте с ним схемы и графические диктанты, конструируйте из блоков и общайтесь, проговаривайте всё, как можно больше
Тема пространственных представлений обширна, и мы лишь приоткрыли завесу для тех, кто интересуется грамотным с точки зрения нейропсихологии развитием мозга.
Но игнорирование данного вопроса приводит к большему увеличению числа детей, страдающих от дисграфии в школе и от других трудностей освоения новых знаний.
Поэтому призываю всех родителей быть внимательными к своим детям и давать ровно то, что им нужно в каждый период времени.
Автор статьи нейропсихолог Барабанова Нина.