Нужен ли логопед молчунам?

18.11.2019 в 14:11

Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от слогов к словам, связывать слова друг с другом, строить фразы, внятно и последовательно излагать мысли.

Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет.

 

У родителей возникает вопрос – у кого искать помощи?

 

Существует миф о том, что если речи нет, то  зачем идти к логопеду? Логопеду  здесь делать нечего.

А вот  и наоборот, если речь отсутствует вообще, то логопед должен заняться ее постановкой в широком смысле слова.

 

Это работа на всех уровнях языковой системы, а не просто постановка отдельных звуков.

Логопед - это специалист с широкими возможностями.

 После проведения комплексной диагностикой, при необходимости работа будет проводиться комплексно  с другими специалистами – неврологом, остеопатом, физиотерапевтом, психологом и обязательно при  активном взаимодействии с родителями.

 

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

 

Она  ведется по нескольким направлениям:

* развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

* побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка.

Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;

* побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?).

Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге.

 

 Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);

 

* работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, * объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);

* развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

 

* стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

 

Как родителям найти  подходящего логопеда для ребенка, который не говорит? На что нужно обратить внимание?

1.Образование специалиста.

Это диплом о высшем специальном (дефектологическом) образовании, лучше очной формы обучения.

 

2.Повышение квалификации и дополнительное образование.

Например, если специалист позиционирует себя как профессионал в области коррекции речи детей с аутизмом, то он обязан знать АВА терапию.

Если занимается коррекцией дизартрий (нарушением произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата), то необходимы знания для проведения логопедического массажа, умение работать с просодикой (интонационно-выразительной окраской речи).

 

3.В каких учреждениях работал специалист, и где работает сейчас. 

Есть так называемые «брендовые» места, которые позволяют судить о статусе. Правда, нужно еще спросить, как долго там человек проработал.

 

4.Следует задать конкретные вопросы по вашей проблеме.

Например, умеет ли специалист работать с неговорящим ребёнком и какие системы работы знает.

В логопедии, как ни странно это прозвучит, не существует методики работы с алалией. Есть методы, приемы, подходы, связанные с конкретными именами, но методики до сих пор нет.

Важно, чтобы специалист не только назвал фамилии, но и рассказал, что именно он собирается делать.

 

5.Важно, сколько детей было в его практике.

 С малышом может заниматься и начинающий логопед, но родитель имеет право знать, что его ребёнок – профессиональный старт.

Обычно такой специалист взамен предлагает старательность.

 

6.Важны профессиональные междисциплинарные связи – с кем сотрудничает логопед.

Когда у ребёнка сложный диагноз, то важен комплексный подход в коррекции.

Нужно помнить, что хорошо развитая речь дошкольника - условие для грамотной устной и письменной речи взрослого человека.

 

Для того, чтобы Ваш ребенок заговорил, и в дальнейшем речь его была грамотной, ею необходимо заниматься с первых дней рождения ребенка!

 

 

 

Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А.