О сложностях аутистов

22.04.2019 в 22:04

Всем доброго времени суток. Меня зовут Анна (aka. Ниянна). Я – аутист, человек с аутизмом, человек с расстройством аутистического спектра (нужное подчеркнуть).

Как бы вы ни называли данное нейроотличие, первая моя большая проблема в том, что меня не понимают. Меня много раз спрашивали, почему я много говорю об аутистах и так много уделяю этому личного времени. Я очень хочу, чтобы между аутистами и нейротипиками исчезло то недопонимание, которое часто приводит к конфликтам.

Часто говорят, что аутисты не понимают обращенной речи, и, пожалуй, самый большой запрос от родителей к разного рода речевым специалистам – это «запуск/восстановление речи или, хотя бы, установление контакта. Проблема в том, что эта ситуация двусторонняя. То есть аутист не понимает родителя,  а родитель не понимает аутиста.

Связано это с несколькими параметрами:

* Невербальные сигналы аутистов и нейротипиков разные. Например: очень важным фактором для установления контакта является демонстрация того что собеседник заинтересован в этом контакте, слушает и хочет слушать. Для этого нейротипики ищут лицо собеседника, смотрят в глаза, следят за движением зрачков, отслеживают взгляд, выражение лица. А у аутиста демонстрацией того что он хочет продолжения разговора является присутствие аутиста в ситуации разговора. То есть аутист не ушел или не стремится покинуть место – значит он заинтересован в общении с непосредственным собеседником.

Что делать для того чтобы аутист заинтересовался общением.

Дело в том что тут между нейротипиком и общением стоит еще один большой кирпич который у нейротипиков отсутствует поэтому они не привыкли искать эту яму по дороге. Дело в том, что нейротипики способны поддерживать разговор на практически любую тему, если она не котируется как отвратительная, а вот для аутиста эта граница пролегает на стадии «не интересно». Поэтому первым и очень важным параметром для установления коммуникации является заинтересованность аутичного человека в предмете коммуникации. Аутисты называют это специнтересом, специалисты – ограниченностью восприятия. Однако, как ни называй, сущность не меняется – аутист будет поддерживать контакт только вокруг предмета, который ему интересен.

Что делать родителю. Позволю себе немножко дать советов и, возможно, кому-то это спасёт нервные клетки, в которых уже давно живут нервные звери.

* Не заставляйте аутиста делать то, что хотите в данный момент делать вы.

* Внимательно понаблюдайте за вашим ребёнком, и он сам покажет вам то, что ему нравится. Вокруг любого предмета специнтереса можно построить любое общение. Нравятся ребёнку кастрюли да за ради Бога, кастрюли такой источник общения. А их бывает много, а давай посчитаем. А они же бывают разного цвета. А давай нарисуем на посуде что-нибудь и подарим бабушке. И вот мы уже добрались до рисования. А, между прочим, художественное оформление посуды очень дорого оплачивается, и высшее образование совсем не требуется. Только художник для постановки навыков в частном порядке. Ну и что, что нет диплома, зато деньги заработали:  и себя обеспечил, и маме на платье осталось.

* Если ребёнок категорически заявляет что ему сейчас интересно ЭТО! Не отрывайте его, значит сегодня заняться вашим делом не судьба. Потому что если вы его оторвёте на своё занятие от двух дел одновременно (его дела внутри головы и вашего снаружи) гарантированно будет перегрузка, и вы ещё и настроение испортите.

* «Невербальный» ребёнок тоже хочет с вами общаться, поверьте, и будет подавать вам сигналы на общение. Если он подал вам сигнал, что хочет общаться, бросайте всё и бегите к нему общаться, у вас ещё будет время помыть посуду, он не будет так часто вас звать.

Очень хочу вернуться к мыслям, которые часто одолевают меня. К самим мыслям – действиям внутри головы. Их часто очень много и они путаются друг с другом. То есть внутри головы я сделал уже массу дел, а снаружи мои ноги все ещё стоят тут, и от безнадёги, что я ничего не успеваю, у меня начинается перегрузка, и я впадаю в апатию.

Чтобы этого избежать, нужно сделать часть дел фиксированными, происходящими в одно и то же время и не требовать от меня резких и быстрых изменений в мои уже фиксированные планы. Такой план лучше всего написать на большом листе и повесить на стену, чтобы аутист всегда в любой момент мог посмотреть, что происходит. Если в эти планы вдруг вносятся изменения маме лучше всего подозвать аутиста к себе, и  показать ему изменения.

Такой план лучше всего делать после того, как аутист освоит часы – лучше начинать с аналоговых, потому что там можно не учить цифры, а просто запомнить расположение стрелок.

Кстати о стрелках. Со временем и его восприятием у аутистов очень-очень большие сложности. Связаны они зачастую с тем, что время внутри головы движется гораздо быстрее, чем снаружи, и аутист испытывает значительные сложности с сопоставлением этих движений. В результате он внутри головы уже все сделал и добежал, а снаружи ему ещё два часа по городу ехать.

Этого никак не избежать, но с помощью аналоговых часов (это те, что со стрелками) можно научить ребёнка распознавать определённые положения стрелок как картинки, и со временем он научится понимать, что вот это 5 минут, а вот это 10, и примерно будет представлять сколько действий он уложил между разными позициями стрелок. Цифры потом придут, но с данного параметра лучше начинать.

Кстати о коммуникации мы ж с неё начали, «невербальный» ребёнок очень хочет общаться, я уже говорила об этом, но словно иностранец из страны, где все говорили жестами, возможно, не знает как. Он бы рад вас понять, но не может, ввиду того что слова звучат для него совершенно по-другому.

Представьте, что вы живете в другой стране, и вокруг вас не говорят на вашем родном языке. А теперь представьте, что вы жили в стране глухонемых, и там не общались словами, только жестами и немножко вокализациями. Значит, вам нужно вернуться к образам – к тому, что нельзя истолковать двояко – то есть к картинкам.

На просторах интернета есть масса картинок, социальных историй, да и просто у нас есть телефон, и мы можем сфотографировать то, что нам захочется.

Наш аутист будет видеть картинки и со временем соединит свои жесты – образы картинок и наши слова, таким образом если речи не препятствуют какие-то органические проблемы (например лицевая деформация, проблемы челюсти, дефект в речевом центре, повышенная чувствительность гортани) то в течении пары лет он выучит ваш язык как иностранный и будет неплохо на нем разговаривать.

Тут очень важно услышать ребёнка, не требовать от него исключительно словарной речи, а стремиться именно к общению, неважно будут это слова или жесты.

И постепенно увеличивать количество слов в общении. И будьте уверены – у вас все получится.

Я рада если смогла донести свои быстрые мысли в ваш мозг.

Спасибо за коммуникацию. Встретимся на просторах сети.