Оценить психическое здоровье малыша до года задача непростая.
Огромное значение в диагностике имеют такие факторы: когда и как малыш спал, ел, не перевозбужден ли он, нет ли недомогания, не беспокоят ли зубы или животик.
Кроме того играет роль контакт специалиста с малышом.
В том случае, если ребенок напуган или плачет провести критическое исследование не получится.
Именно поэтому все тестирования первого года жизни малыша носят условный характер и в первую очередь показательны в динамике.
То есть важно наблюдать за новообразованиями и изменениями, а паниковать лишь в том случае, если то что было сформировано ранее исчезло.
Также первое, на что следует обратить внимание - на социальное взаимодействие малыша.
А именно «комплекс оживления».
* Простейший неосмысленный рефлекс.
Эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к пока еще любому взрослому: ⠀
* Замирание и фокусировка. Пристальный взгляд на взрослого.
* Улыбка.
* Двигательное оживление: движения головы, вскидывание ручек и ножек, пригибание спинки.
* Вокализации. Первая человеческая речь! Вскрики - громкие отрывистые гласные.
Гиканье - тихие короткие кряхтения «кх», «гк». Гуление - протяжное пение птиц, — «гуулллиии». ⠀
Формируется примерно с третьей недели жизни, достигает кульминации к 3-4 месяцам.
При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается.
И его слабая выраженность может быть признаком анатомической или физиологической патологии.
В диагностике имеет значение инициативность реакций малыша.
Можно провести небольшой домашний эксперимент. Когда малыш в хорошем настроении, положите ребенка на пеленальный столик, уберите от него игрушки, тряпочки, пеленки, все что может привлечь его внимание.
Стойте рядом, но не контактируйте сами, например смотрите в телефон. В течении 30 секунд, ребенок захочет привлечь ваше внимание гулением, криками, улыбкой или дрыганьем ножек.
К полугоду комплекс оживления распадается.
* У малыша формируются более сложные формы поведения и основы выбора. Что нравится, а что нет, что интереснее другого.
* Зрительные и слуховые анализаторы уже позволяют различать разное.
* А двигательная сфера может схватить именно ту игрушку, которая более привлекательная.
* Пищевой интерес нарастает. Хочется схватить все, что ест мама.
Ребенок ест с ложки, открывает рот и как будто бы всасывает с нее еду.
* Хорошо отличает маму и близких от чужих и незнакомых.
* Умело переворачивается со спины на живот.
Может долго так лежать, поднимаясь на предплечья. Переставляет ручки и вертит головой.
* Реагирует и даже копирует эмоции взрослого.
* Активно стремится к общению.
И если вы будете выдерживать паузу между фразами обращенными к нему, он будет вам отвечать отдельными слогами.
Проверить эти навыки несложно.
Положите малыша на живот и положите перед ним три разные игрушки на некотором расстоянии друг от друга. Ребенок совершит выбор и направит двигательную активность к той игрушке, которая ему интересна.
Стоит ли говорить, что к году малыш стал совсем большим и умелым по сравнению с новорожденным.
* Он рассматривает картинки, слушает короткие рассказы и сказки.
* Эмоционально играет со взрослыми и ситуативно с предметами.
* Катает машинку, кормит мишку, собирает домик из кубиков.
* Может показать и объяснить жестами чего хочет, чего не хочет.
* Обычно самостоятельно ходит, пьет из чашки.
* Разбирается в ваших простых просьбах: «принеси мне чашку», «выброси бумажку» или «дай игрушку».
* Подражает новым слогам и знает несколько слов.
Необходимо понимать, что каждый путь развития очень индивидуален.
Да, существуют нормы, но они больше для того, чтобы мы всегда могли помочь ребенку с той сферой, где ему сложно.
Уделить больше внимания там, где трудно.
Не стоит тестировать, протоколировать и трястись над табличкой с нормами.
Нужно наблюдать, помогать и создавать благоприятную атмосферу для развития малыша.
Про то, как развивается речь читай тут
Что должен уметь ребенок в 1 год?
Что указывает на задержку речевого развития?
Автор статьи Алиса Рассушина.