Оценка психического развития ребенка в 1 год

09.09.2019 в 00:09

Оценить психическое здоровье малыша до года задача непростая.

Огромное значение в диагностике имеют такие факторы: когда и как малыш спал, ел, не перевозбужден ли он, нет ли недомогания, не беспокоят ли зубы или животик. 

Кроме того играет роль контакт специалиста с малышом.

В том случае, если ребенок напуган или плачет провести критическое исследование не получится. 

Именно поэтому все тестирования первого года жизни малыша носят условный характер и в первую очередь показательны в динамике.

То есть важно наблюдать за новообразованиями и изменениями, а паниковать лишь в том случае, если то что было сформировано ранее исчезло.

Также первое, на что следует обратить внимание - на социальное взаимодействие малыша.

 

А именно «комплекс оживления». 

* Простейший неосмысленный рефлекс.

Эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к пока еще любому взрослому: ⠀

* Замирание и фокусировка. Пристальный взгляд на взрослого.

* Улыбка.

* Двигательное оживление: движения головы, вскидывание ручек и ножек, пригибание спинки.

* Вокализации. Первая человеческая речь! Вскрики - громкие отрывистые гласные.

Гиканье - тихие короткие кряхтения «кх», «гк». Гуление - протяжное пение птиц, — «гуулллиии». ⠀

 

Формируется примерно с третьей недели жизни, достигает кульминации к 3-4 месяцам.

 

При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается.

 И его слабая выраженность может быть признаком анатомической или физиологической патологии.

 

В диагностике имеет значение инициативность реакций малыша.

 

Можно провести небольшой домашний эксперимент. Когда малыш в хорошем настроении, положите ребенка на пеленальный столик, уберите от него игрушки, тряпочки, пеленки, все что может привлечь его внимание.

Стойте рядом, но не контактируйте сами, например смотрите в телефон. В течении 30 секунд, ребенок захочет привлечь ваше внимание гулением, криками, улыбкой или дрыганьем ножек. 

 

К полугоду комплекс оживления распадается.

* У малыша формируются более сложные формы поведения и основы выбора. Что нравится, а что нет, что интереснее другого.

 

* Зрительные и слуховые анализаторы уже позволяют различать разное.

 

* А двигательная сфера может схватить именно ту игрушку, которая более привлекательная.

 

* Пищевой интерес нарастает. Хочется схватить все, что ест мама.

Ребенок ест с ложки, открывает рот и как будто бы всасывает с нее еду.

 

* Хорошо отличает маму и близких от чужих и незнакомых.

 

* Умело переворачивается со спины на живот.

Может долго так лежать, поднимаясь на предплечья. Переставляет ручки и вертит головой.

* Реагирует и даже копирует эмоции взрослого.

* Активно стремится к общению.

И если вы будете выдерживать паузу между фразами обращенными к нему, он будет вам отвечать отдельными слогами.  

 

Проверить эти навыки несложно.

 Положите малыша на живот и положите перед ним три разные игрушки на некотором расстоянии друг от друга. Ребенок совершит выбор и направит двигательную активность  к  той игрушке, которая ему интересна.

 

Стоит ли говорить, что к году малыш стал совсем большим и умелым по сравнению с новорожденным.

 

* Он рассматривает картинки, слушает короткие рассказы и сказки.

* Эмоционально играет со взрослыми и ситуативно с предметами.

* Катает машинку, кормит мишку, собирает домик из кубиков.

* Может показать и объяснить жестами чего хочет, чего не хочет.

* Обычно самостоятельно ходит, пьет из чашки.

* Разбирается в ваших простых просьбах: «принеси мне чашку», «выброси бумажку» или «дай игрушку».

* Подражает новым слогам и знает несколько слов.

 

Необходимо понимать, что каждый путь развития очень индивидуален.

Да, существуют нормы, но они больше для того, чтобы мы всегда могли помочь ребенку с той сферой, где ему сложно.

 Уделить больше внимания там, где трудно.

 

 Не стоит тестировать, протоколировать и трястись над табличкой с нормами.

 

Нужно наблюдать, помогать и создавать благоприятную атмосферу для развития малыша.

 

Про то, как развивается речь читай тут

Что должен уметь ребенок в 1 год?

Что указывает на задержку речевого развития?

Автор статьи Алиса Рассушина.