Олигофрения, или умственная отсталость (как называли раньше),- стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями.
Причины:
* Генетические;
* Поражение плода во внутриутробном периоде;
* Недоношенность;
* Возникшие в процессе родов (асфиксия и родовые травмы);
* Вызванные поражениями головного мозга;
Выделяют несколько степеней олигофрении:
* Легкая степень. Затруднение в формировании сложных понятий и обобщений; достаточно развита обиходная речь.
* Умеренная степень. Дети в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу.
* Тяжелая степень. Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов. Часто присутствуют неврологические расстройства.
*Глубокая степень. Практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, не имеют представлений о пространственных отношениях. Речь или совсем не сформирована или состоит из нескольких простейших слов. В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии.
Основные направления коррекционной деятельности при олигофрении:
*совершенствование достижений сенсомоторного развития;
*коррекция отдельных сторон психической деятельности;
*развитие различных видов мышления;
*развитие речи и овладение техникой речи;
*расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
Занятия по коррекции развития речи у детей с олигофренией включают:
* Работу по развитию произвольного внимания;
* Артикуляционные упражнени;
* Стимулирование фонематического слуха;
* Развитие внимания, памяти и мышления;
* Упражнения для мелкой моторики;
* Мозжечковая стимуляция;
* Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации;
* Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи;
Особые дети нуждаются и в особом подходе. Обучающий материал преподносится в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.
Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе диагностики, выявления и изучения отклонений в развитии.
Автор статьи Наталия Сидорова