Олигофрения у детей

23.08.2019 в 13:08

Олигофрения, или умственная отсталость (как называли раньше),- стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями.

Причины:

* Генетические;

* Поражение плода во внутриутробном периоде;

* Недоношенность;

* Возникшие в процессе родов (асфиксия и родовые травмы);

* Вызванные поражениями головного мозга;

Выделяют несколько степеней олигофрении:

* Легкая степень. Затруднение в формировании сложных понятий и обобщений; достаточно развита обиходная речь.

* Умеренная степень. Дети в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу.

* Тяжелая степень. Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов. Часто присутствуют неврологические расстройства.

*Глубокая степень. Практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, не имеют представлений о пространственных отношениях. Речь или совсем не сформирована или состоит из нескольких простейших слов. В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии.

Основные направления коррекционной деятельности при олигофрении:

*совершенствование достижений сенсомоторного развития;

*коррекция отдельных сторон психической деятельности;

*развитие различных видов мышления;

*развитие речи и овладение техникой речи;

*расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.

Занятия по коррекции развития речи у детей с олигофренией включают:

* Работу по развитию произвольного внимания;

* Артикуляционные упражнени;

* Стимулирование фонематического слуха;

* Развитие внимания, памяти и мышления;

* Упражнения для мелкой моторики;

* Мозжечковая стимуляция;

* Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации;

* Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи;

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Обучающий материал преподносится в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе диагностики, выявления и изучения отклонений в развитии.

Автор статьи Наталия Сидорова