Оптическая дисграфия

17.06.2019 в 11:06

«Дисграфия» – это нарушения процесса письма, относящееся к нарушениям речи центрального характера, а стало быть, связано с поражением или недоразвитием некоторых участков коры г.м. Тогда что же означает слово «оптическая»?

Часто, еще в дошкольный период, начиная посещать подготовительный курсы к школе или занимаясь с ребенком дома, родители замечают, что ребенок пишет буквы «зеркаля» (переворачивая их), не дописывает элементы букв или наоборот добавляет лишние. Обычно этому не придают большого значения, говоря, что ребенок еще только учится, забывает или ленится. Однако, в первом классе проблема становится очевидной, и родители слышат это словосочетание «оптическая дисграфия».

Важно понимать!

Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Кроме того, буква (область «отвечающая» за буквы находится в левом полушарии) это не рисунок (область правого полушария) и отличается от него своей условностью, ведь она не связна по смыслу с звуком, который обозначает (см. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии»)

Именно поэтому оптическая дисграфия:

· Не зависит от уровня развития устной речи;

· Не зависит от способностей ребенка к рисованию.

При оптической дисграфии отмечается:

- нарушение буквенного гнозиса (способность зрительно распознавать символические знаки);

- нарушение пространственных представлений и зрительно-моторной координации.

Основные симптомы:

· Замена схожих по написанию букв (Ж-Х, Т-П);

· Зеркальность в написании букв, чаще встречающаяся у левшей ( Р, Я, С, Э);

· Пропуски или наоборот добавление лишних элементов букв;

· Трудности в ориентировке на плоскости (на листе бумаги);

· Нестабильный почерк (колебания размера букв, высоты и наклона).

Что же делать?

1. Профилактика (до обучения чтению и письму)

- зрительный гнозис (узнавание цвета, формы, величины);

-пространственные представления (схема собственного тела, тела другого человека, ориентировка в пространстве, ориентировка на плоскости);

-предварительная диагностика ведущего полушария на начальном этапе обучению чтению, что позволяет выбрать в качестве начального аналитическое или глобальное чтение. Однако впоследствии ребенок должен овладеть двумя этими способами.

2. Коррекция:

- работа со смысловыми опорами (сходство буквы с предметом «П» - ворота)

- конструирование букв из отдельных деталей (палочки, уголки, кружочки)

-проговаривание графической структуры буквы (палочка вверху, палочка внизу и т.п.

Теги: дисграфия