Речь - высшая психическая функция человека.
Она необходима человеку для общения, способа выражения, обмена мыслями и чувствами.
Она не возникает мгновенно. И как любая другая способность растет и развивается в течение длительного времени. Начиная развиваться с самого рождения.
Крик новорожденного - рефлекторный первый самостоятельный звук.
Но уже к 2-м месяцам, он приобретает оттенки: больно, скучно, я разозлился. Малыш начинает кряхтеть, повизгивать, хныкать.
К 3-м месяцам, вместе с комплексом оживления начинается процесс гуления. Напевание гласных: «а» «о» «у".
Это важный этап становления речи.
Ребенок тренирует свой речевой аппарат, дыхание, громкость и интенсивность своего голоса.
Ребенок не только воспроизводит звуки, но и активно себя слушает. Следит за реакцией взрослого.
С 5-ти месяцев появляется лепет, то есть слога. Ба-ба-ба или бу-бу-бу.
Это уже не просто песня, а песня ритмическая с первыми согласными: «б» «п» «м».
Начиная с 9-12 месяцев появляется предметность в использовании слогов. Машинка - би-би, поезд - ту-ту.
В год ребенок неплохо понимает простую речь взрослого.
И имеет в запасе около 5-9 слов активного словаря, обычно это: «мама», «папа», «бум».
После года увеличивается количество согласных звуков.
Появляется много звукоподражания: как говорит кошечка, собачка, уточка. Как тикают часики.
Ребенок с удовольствием и радостью повторяет за взрослым простые слоги. Все слова используются в единственном числе и именительном падеже (кто-что).
С 18 месяцев могут появиться первые попытки ребенка создать предложение: «мама иди», «дай ябу» - дай яблоко, «кука бах» - кукла упала.
Выражение воли малыша, его желаний и эмоций.
Очень часто в этом возрасте родители сталкиваются с проблемой неразвитостью речевого аппарата.
И малыш, который не освоил простые речевые конструкции, может ужасно сильно ругаться и кричать.
Потому что не понимают его эмоций и желаний.
От 1,5 до 2-х лет обычно происходит стремительный скачок в речи.
К 2-м годам появляется множественное число предметов.
Активный словарный запас около 50 - 200 слов. Соотношение существительных глаголам примерно 60/40.
Малыш хорошо понимает речь взрослого. Любит, когда ему читают или рассказывают сказки. Появляются вопросы: «что это?"
С 2-х до 3-х ребенок мощнейшим образом набирает слова и активно их использует.
Он усваивает грамматику, начинает употреблять падежи.
Сначала родительный: кого-чего, потом дательный: кому-чему и далее остальные.
Фразы могут быть длинные и с интонацией: "Мама, папа бросил в тебя панаму! Зачем? Наверное, он сошел с ума?!» (мальчик 2,6 лет).
В три года ребенок свободно говорит. Его словарь разросся до 1000 слов!
Активно спрашивает обо всем.
Ему важно знать, какая машина сейчас проехала, где залаяла собака и что за звук на улице.
Недаром трехлеток называют маленькими почемучками.
Ребенок активно общается и усовершенствует свои речевые навыки.
Речь также способствует развитию и усложнению сюжетно-ролевой игры. Часто в этом возрасте дети очень хорошо запоминают длинные стихи, требуя их читать бесконечное количество раз, участвуя вместе со взрослым в этом процессе.
В 4 года может рассказать по картинке сказку или рассказ.
Классифицирует предметы по признаку.
Выделяются физиологические недостатки речи:
*смягчение согласных;
*замена свистящих, шипящих на т-ть, д-дь;
*сонорные л, р, рь еще не освоены.
С 5ти до 6ти дети уверенно используют все звуки и все фонемы языка. Пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Рассказывают сюжетные истории со сменой интонаций.
В 7 ребенок полноценно использует речь. И готов к изучению грамматики.
Формируется письменная речь. Чем он старше, тем больше использует образы и абстрактные понятия для передачи своего состояния и настроения. Запоминает и использует устойчивые выражения.
Нужно отметить, что норма это всегда промежуток времени, который очень условный.
Разные дети развиваются в разном режиме со своими индивидуальными особенностями.
Тем не менее, речь одна из важнейших психических функций, которая отображает мышление малыша, а потом и взрослого человека.
Следует относиться к ней внимательно и чутко!
про критические периоды в речевом развитии
Признаки задержки речевого развития
Пройти дистанционную диагностику своего ребенка можно здесь
Автор статьи Алиса Рассушина