Основные этапы формирования речи ребенка

22.09.2019 в 14:09

Речь - высшая психическая функция человека.

Она необходима человеку для общения, способа выражения, обмена мыслями и чувствами.

 

Она не возникает мгновенно. И как любая другая способность растет и развивается в течение длительного времени. Начиная развиваться с самого рождения. 

 

Крик новорожденного - рефлекторный первый самостоятельный звук. 

 

Но уже к 2-м месяцам, он приобретает оттенки: больно, скучно, я разозлился. Малыш начинает кряхтеть, повизгивать, хныкать.

 

К 3-м месяцам, вместе с комплексом оживления начинается процесс гуления. Напевание гласных: «а» «о» «у".

 

Это важный этап становления речи.

Ребенок тренирует свой речевой аппарат, дыхание, громкость и интенсивность своего голоса.

Ребенок не только воспроизводит звуки, но и активно себя слушает. Следит за реакцией взрослого. 

 

С 5-ти месяцев появляется лепет, то есть слога. Ба-ба-ба или бу-бу-бу.

Это уже не просто песня, а песня ритмическая с первыми согласными: «б» «п» «м».  

 

Начиная с 9-12 месяцев появляется предметность в использовании слогов. Машинка - би-би, поезд - ту-ту. 

 

В год ребенок неплохо понимает простую речь взрослого.

И имеет в запасе около 5-9 слов активного словаря, обычно это: «мама», «папа», «бум».

 

После года увеличивается количество согласных звуков.

Появляется много звукоподражания: как говорит кошечка, собачка, уточка. Как тикают часики.

 

Ребенок с удовольствием и радостью повторяет за взрослым простые слоги. Все слова используются в единственном числе и именительном падеже (кто-что). 

 

С 18 месяцев могут появиться первые попытки ребенка создать предложение: «мама иди», «дай ябу» - дай яблоко, «кука бах» - кукла упала.

 

Выражение воли малыша, его желаний и эмоций.

 

Очень часто в этом возрасте родители сталкиваются с проблемой неразвитостью речевого аппарата.

 

И малыш, который не освоил простые речевые конструкции, может ужасно сильно ругаться и кричать.

Потому что не понимают его эмоций и желаний.

 

От 1,5 до 2-х лет обычно происходит стремительный скачок в речи.

 

К 2-м годам появляется множественное число предметов.

 

Активный словарный запас около 50 - 200 слов. Соотношение существительных глаголам примерно 60/40.

 

Малыш хорошо понимает речь взрослого. Любит, когда ему читают или рассказывают сказки.  Появляются вопросы: «что это?"

 

С 2-х до 3-х ребенок мощнейшим образом набирает слова и активно их использует.

Он усваивает грамматику, начинает употреблять падежи.

 

Сначала родительный: кого-чего, потом дательный: кому-чему и далее остальные.

 

Фразы могут быть длинные и с интонацией: "Мама, папа бросил в тебя панаму! Зачем? Наверное, он сошел с ума?!»  (мальчик 2,6 лет).

 

В три года ребенок свободно говорит. Его словарь разросся до 1000 слов!

Активно спрашивает обо всем.

Ему важно знать, какая машина сейчас проехала, где залаяла собака и что за звук на улице.

Недаром трехлеток называют маленькими почемучками.

 

Ребенок активно общается и усовершенствует свои речевые навыки.

 

Речь также способствует развитию и усложнению сюжетно-ролевой игры. Часто в этом возрасте дети очень хорошо запоминают длинные стихи, требуя их читать бесконечное количество раз, участвуя вместе со взрослым в этом процессе. 

 

В 4 года может рассказать по картинке сказку или рассказ.

 

Классифицирует предметы по признаку.

 

Выделяются физиологические недостатки речи:

*смягчение согласных;

*замена свистящих, шипящих на т-ть, д-дь;

*сонорные л, р, рь еще не освоены.

 

С 5ти до 6ти дети уверенно используют все звуки и все фонемы языка. Пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Рассказывают сюжетные истории со сменой интонаций.

 

В 7 ребенок полноценно использует речь. И готов к изучению грамматики.

Формируется письменная речь. Чем он старше, тем больше использует образы и абстрактные понятия для передачи своего состояния и настроения. Запоминает и использует устойчивые выражения.

 

Нужно отметить, что норма это всегда промежуток времени, который очень условный.

Разные дети развиваются в разном режиме со своими индивидуальными особенностями.

Тем не менее, речь одна из важнейших психических функций, которая отображает мышление малыша, а потом и взрослого человека.

Следует относиться к ней внимательно и чутко! 

Про речевые нормы читай тут

про критические периоды в речевом развитии

Признаки задержки речевого развития

Пройти дистанционную диагностику своего ребенка можно здесь

Автор статьи Алиса Рассушина