Как развивается детская речь?

30.08.2019 в 16:08

Речь – это результат деятельности коры головного мозга.

А. Н. Леонтьев (известный советский психолог) выделил 4 этапа в развитие речи детей.

Давайте их детально рассмотрим:

1. Подготовительный (до года):

У ребенка появляются первые голосовые реакции (крик, плач). Они способствуют развитию движений речевого аппарата.

До двух месяцев ребенок понимает ласку, появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков.

С 5 месяцев начинается подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление.

С 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги., осваивает тон, ритм, темп, интонацию речи.

После 7 месяцев происходит восприятие определенных звукосочетаний, ребенок связывает их с предметами и действиями («тик-так», «бух!»), реагирует на весь комплекс воздействий – ситуацию, интонацию, произносимые слова.

С 10-11 месяцев начинается реакция на отдельные слова, ситуации, интонации говорящего. Особенно на этом этапе важна правильная реакция окружающих.

К концу 1 года появляются первые слова.

 

2. Преддошкольный (1-3 года):

Это этап развития активной речи. Происходит активное повторение и говорение, но ребенок ещё путает и искажает звуки. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер (слово обозначает и предмет, и просьбу, и чувство) – это ситуационная речь. Она сопровождается жестами и мимикой.

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер, начинается понимание словесных объяснений, наращивание словарного запаса, усвоение знаний.

В 1,5 года активный запас составляет 30-34 слов, в 2 года – 300 слов, к трем годам достигает 1000 слов.

К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом, падежами. На третьем году жизни формируется грамматический строй речи. Ребенок выражает свои желания сначала одним словом, потом простыми фразами без согласования слов внутри фразы.

С года до трех ребенок учится понимать более 1000 слов, понимание слов развивает произносительные способности.

 

3. Дошкольный (до 7 лет):

На данном этапе отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких звуков, но развивается слуховой контроль за собственным произнесением – фонематическое восприятие звуков родного языка.

К 4-5 годам ребенок должен уметь дифференцировать все звуки (фонематическое восприятие). Увеличивается словарный запас, уточняются значения слов. Часто слова используются неправильно, но ребенок пытается уловить логику возникновения слова. Возникает активное словотворчество, развивается грамматический строй речи.

 К 4 годам устанавливается структура простых предложений.

 В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Заканчивается формирование звукопроизношения. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.

 

4. Школьный (с 7 до 17 лет):

Происходит сознательное усвоение речи в контексте семантического школьного обучения.

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила для построения предложений.

Появляется и совершенствуется письменная речь.

Записаться на диагностику

Автор Султанова Татьяна