Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

09.12.2019 в 12:12

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться  друг с другом, познавать мир.

Однако на её появление и становление природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

                     

Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.

 

Да, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. 

Уровень речевого развития у современных детей

- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

 

Типичные проблемы развития речи современного  дошкольника:

* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

* Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

* Плохая  дикция.

 

Почему же в век компьютерных технологий, когда  есть все для   развития речи: компьютеры, телефоны, телевизоры, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Что является причиной того, почему дети так плохо говорят? Причин много. Главные из них:

 

  1. Ухудшение состояния здоровья детей (экология, родовые травмы, болезнь матери во время беременности, вредные привычки родителей и др).
    В последние годы быстро увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально - волевой сферы, задержкой речевого и психического развития (причем, самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %).

 

  1. Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи:

Гиперопека со стороны родителей (предугадывание желания малыша, доделывание  за него всех дел) и повышенная тревожность (например, при приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата).

Замена живого эмоционального общения  на общение с  планшетами, телефонами, телевизорами.  Дети лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.

Чрезмерное увлечение  опережающим развитием (например, обучение иностранным языкам). Не учитывается, что практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по целому ряду характеристик, особенно  по звукопроизношению.

 

Раннее овладение чтением.

3.Репрессивная педагогика.

Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Педагог  должен владеть культурой демократического стиля общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры.

Конечно, тесное  взаимодействие детского сада и семьи сможет решить

проблему развития речи детей.

Но, что могут  и должны сделать родители:

В первую очередь – это эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения!

Во – вторых, – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

 

Далее, - если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

 

Заучивайте  с детьми стихи (это тренирует не только выразительность речи, но и память).

Тренируйте детей  в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

 

Учите детей  отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

 

Развивайте мелкую моторику руки, это тоже ведёт к развитию речи.

Организовывайте совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

А главное -  любите своих детей, помогайте им.

Задумайтесь, как часто Вы говорите своему ребенку эти фразы:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам.
  • Расскажи мне, что с тобой.

Симптомы задержки речи у детей

Про ноотропы

Получить консультацию специалиста

 Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А.