Основные симптомы ЗРР до 3 лет

25.11.2019 в 08:11

Нормы речевого развития - понятие относительное, все дети развиваются индивидуально.

Мальчики начинают внятно и четко говорить позже девочек.

Но,  существуют определённые симптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте (до 3 лет).

Это:

*отсутствие эмоционального реагирования в 4 месяца на жесты взрослых (не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка);

* недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие;

*отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;

* в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, не успешность подражания;

* в 2 года не понимание слов, простых просьб, отсутствие речи, использование только несколько лепетных слов (ка-каша, ляля-кукла), отсутствие двусложной фразы (дай пить), преобладание жестов.

 

К трем годам у ребенка:

* затруднение в понимании слов, простых просьб;

* использование малого количества слов, в том числе лепетных, из обихода;

* неразборчивость речи, запинки в речи (могут трансформироваться в заикание);

* короткая фраза с большим количеством грамматических ошибок (сина мока – много машин);

* язычок у ребенка часто «вылезает» между зубами, когда он говорит;

* носовой оттенок произношения слов;

* рот постоянно приоткрыт и при этом обильное слюнотечение;

* язык, рот, плечи при произношении слов напрягаются, а звуки словно «застревают» в зубах.

 

До 3-х лет логопеды называют это задержкой речевого развития (ЗРР). После трех лет, если речь малыша не соответствует нормам речевого развития, выставляется речевой диагноз ОНР (общее недоразвитие речи).

 

При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов:

*логопеду;

* нейропсихологу;

 *отоларингологу;

*неврологу,  которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике.

 

В большинстве случаев при устранении причин (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту.

 Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи.

Ведь  родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.

И одними из причин, вызывающими задержку речевого развития у современных детей являются гиперопека, а также  соска, памперс и iPad!

 

Уважаемые мамы и папы!

Не откладывайте на завтра то, что можно и нужно делать именно сегодня.

Своевременно обращайтесь к специалисту!

 Что делать при диагнозе ЗРР?

Автор статьи учитель-дефектолог Скворцова З.А.  

   

Теги: ЗРР