Ответы на вопросы А.П.Бизюка

28.10.2019 в 17:10

Как формируется речь человека?

А именно, почему аудио сказки и телевизор не провоцируют формирование речи, эффективен только диалог?

Онтогенетически (в истории ребенка) в основе речи лежат гуление и лепет с постепенным переходом к проговариванию отдельных детских слов, что, конечно, предполагает работу памяти и работу механизмов подражания, особенно в плане усвоения фонематического строя родного языка.


Что собой представляют мозговые механизмы более сложных форм речи и ее логической организации - толком никто не знает.

 

До сих пор в ходу такое понятие как "языковое чутье".

Но понятно, что в этот процесс вовлекается почти весь мозг, включая подкорковые структуры.

 

В этом плане диалог, в отличие от телевизионных передач, несет на себе дополнительную нагрузку естественного побуждения, то есть частного случая социальной мотивации, предполагающий внешне хорошо идентифицируемое ожидание и социальную реакцию на это ожидание.


Однако я не исключаю и позитивной роли иных источников "речи", особенно, если она сопровождается эквивалентными и эмоционально содержательными (заразительными и вовлекающими для ребенка) действиями.

Имеет ли определённую последовательность формирование образов звуков (для произношения) и букв (для чтения), исходя из нейропсихологических особенностей онтогенеза?

На этот вопрос корректнее ответить, наверно, должны логопеды.

 

Но если ориентироваться на мозговую основу, то, вероятно, на начальных этапах обучения целесообразно работать со звуками, которые проще по позиции органов артикуляционного аппарата и не требуют изощренных модуляций мышечных усилий со стороны этого же аппарата.

В этом отношении гласные А, О, У - попроще, а согласные, как мне кажется - посложнее.

Как проще всего (эффективнее) формировать понятийный аппарат, пассивный словарь у ребёнка? У взрослого (например, при изучении английского языка)

Если речь идет о ребенке, то пассивный словарь, как и активный формируется как результат пребывания ребенка в обогащенной (в пределах разумного) языковой среде.

 

С ребенком надо разговаривать, и этот разговор сопровождать действиями, манипуляциями с предметами, называя и те и другие.


Формирование понятий более сложный процесс, предполагающий некую ступенчатость в освоении понятий различного уровня обобщенности, начиная от понятий, имеющих больший уровень наглядности с постепенным переходом к понятиям более отвлеченным.

Но, в любом случае, и то, и другое осуществляется через речь и через использование в ней слов, обозначающих эти понятия.


Еще один важный аспект - достаточная зрелость мозга, обеспечивающая, во-первых, накопление наглядного материала в памяти с постепенным переходом к уровню представлений, а уже от них, через номинацию (во-вторых) - к манипулированию понятиями с их ассоциативной составляющей.

 

Эффективность изучения языка у взрослого, как мне представляется, в значительной степени обусловлена генетическими предпосылками, в определенной степени проецируемыми в специфику межполушарных отношений: бытует такое мнение, что за освоение родного языка отвечает левое полушарие, а за освоение неродного - правое.

 

Такая однозначность вызывает у меня некоторые сомнения, но в виде общей тенденции, на первых парах ее можно взять за основу.


Вообще, расширение словаря иностранных слов, это всегда попытки говорить, то есть наличие волевых усилий по преодолению страха и стеснительности.

Влияние гаджетов на развитие речи

Дети билингвы

Автор статьи А.П. Бизюк, -  кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент кафедры  1-го Медицинского университета. 

При поддержке Детского клинического психолог, нейропсихолога-  Татьяны Царевой