Ответы на вопросы А.П.Бизюка

04.11.2019 в 23:11

кто такой нейропсихолог, чем  занимается этот специалист, и вообще что значит нейропсихолог?

 Нейропсихолог, конечно, - это, прежде всего психолог, то есть он должен, прежде всего,  иметь психологическое образование, но сверх всего прочего основной, как бы, предмет деятельности и профессиональной и размышлений нейропсихолога  -  это конечно связь между психическими процессами и отдельными системами головного мозга.

Это вот буквально полуофициальное определение нейропсихологии.

 

Естественно, что в подавляющем большинстве случаев нейропсихолог занимается теми или иными случаями, которые подпадают в сферу интересов «клиники», то есть все-таки подразумевается, что это не всегда здоровый, а по большей части случаев  больной в каком-то отношении человек.

 

 Но, помимо собственно диагностики, которая является обязательным компонентом в работе нейропсихолога очень важное место занимает коррекция или реабилитация, то есть восстановление ранее утраченных  технических функций. Вот это примерно такими крупными мазками , чем занимается нейропсихолог.

 

 Сегодня мы собрали вопросы, которые чаще всего задают родители, у меня на приеме или на приеме у других психологов или специалистов, потому что многих отправляют к нейропсихологу, а люди даже не могут найти и понять, где это находится и как говорится  «с чем это едят». 

 

Когда следует обращаться к нейропсихологу, то есть, в каких случаях?

Во-первых, самих нейропсихологов, которые получили соответствующее образование и подготовку не так уж  много, к сожалению, потому что востребованность этой профессии весьма велика и она действительно очень  велика по отношению к детскому контингенту, потому что число детей с какими-то недостатками мозговых структур по разным причинам, оно, к сожалению, имеет тенденцию расти.

Часть озабоченности, она начинает появляться у родителей в каком-то дошкольном возрасте, когда родители отчетливо  видят, что их ребенок по своим  возрастным качествам заметно отличается или не очень заметно, но все-таки вызывает настороженность, от своих сверстников отстает  либо в моторном развитии, либо в когнитивном развитии, либо в способности ориентироваться во внешней среде, либо в каких-то взаимоотношениях со сверстниками или со старшими детишками, ну и наконец, принципиально важным моментом являются те случаи, когда возникает вопрос о возможности обучения ребенка, так сказать, в обычной школе или же  в качестве альтернативы необходимость, отправлять ребенка специфическим  образовательным маршрутом.

 

Родители обращаются к нейропсихологу, когда замечают нарушения в памяти, внимании, мышлении, воображении, когда нарушены взаимоотношения и когда встает вопрос с какими трудностями ребенок может справиться?

 Да- да, в какой-то части случаев, это  продукт, может быть иногда, избыточно повышенного тревожного отношения, тавтология, по отношению к ребенку.

 

Что такое нейропсихология, то есть сама процедура, как это проходит, это что, это вопросы какие-то, это что-то делание чего-то?

Да, безусловно, есть классическая форма проведения подобного рода мероприятий, которая как правило начинается со сбора анамнеза, если это ребенок, то естественно, это разной продолжительности беседы с мамой ,папой, бабушкой, дедушкой, с заинтересованным лицом, который привел ребенка или который хотел бы получить какую-то информацию по этому поводу, которая может занимать разное время от нескольких минут, если это хорошо развешенная информация, до получаса иногда до часа, если там существую нюансы, которые могут наложить отпечаток на постановку дальнейшего диагноза.

 

 А присутствие родителя  обязательно?

Либо присутствие родителя, либо фигурально выражаясь заказчика – это может быть какой-то педагогический состав, который обратил внимание на то, что вот этот ребенок в классе отличается от всех остальных, это вызывает озабоченность естественно.

Либо к нейропсихологу могут обращаться и школьные психологи, которые видят интуитивно или профессионально понимают, что что-то с ребенком не так и даже могут сформулировать какие-то такие конкретные претензии к этому ребенку, но не могут, объяснить себе или не могут достаточно внятно объяснить родителям, что с этим ребенком можно было бы делать дальше.

 

 А есть какая-то подготовка к нейропсихологической диагностике? То есть как-то готовиться надо к ней?

Уж особенно готовиться не нужно, нужно просто внятно самому себе, если речь идет о родителе, сформулировать, в чем суть этих претензий -   номер раз, и если эти родители уже обращались к каким-то другим специалистам, ну, например, проходили какие-то аппаратурные… связывались, допустим, с неврологами, невропатологами и проходили какие-то аппаратурные исследования, то желательно принести с собой конечно результаты этих исследований.

 

Мы прошли диагностику, дальше что?

Значит, на основе этой диагностики некоторые нейропсихологии делают рекомендации в отношении этого ребенка, часть  этих рекомендаций может быть реализована родителями, если это доступно им, так сказать, интеллигентные люди хорошо ориентируются,  они, будучи озабоченными об этом, о своем ребенке, они почитали какую-то литературу, познакомились, там в интернет слазили, посмотрели, чем бы это могло обернуться для них.

 

Вот, но в некоторых случаях, если так сказать,  условно далеко зашедших, конечно целесообразно иметь дело либо с тем нейропсихологом, который предметно занимается вот этой нейрокоррекцией или нейрореабилитацией, либо к другому  клиническому психологу, который способен своими приемами, ну которые известными способами согласовываются с функциональным диагнозом, который ставит нейропсихолог, способен работать с этим ребенком.

 

Поскольку очень часто такого рода работа требует очень большого времени, если речь идет о разных формах дизонтогенеза.

 

Это, как правило, достаточно длительные процедуры, разовыми какими-то  так сказать беседами с ребенком или разовыми упражнениями ...нет.

 

Одно занятие не поможет, и даже два, и даже десять не поможет?

 Нет, нет, нет  и даже десять не поможет.

Как правило, все это исчисляется неделями, месяцами, а в некоторых  более тяжелых случаях, если родители способны вообще выдержать такую нагрузку ,в том числе иногда и финансовую, может исчисляться и годами.

Интервью А.П.Бизюка

Автор статьи А.П. Бизюк, -  кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент кафедры  1-го Медицинского университета. 

При поддержке Детского клинического психолог, нейропсихолога-  Татьяны Царевой