Ответы на вопросы А.П.Бизюка

16.12.2019 в 15:12

Сегодня у нас состоится «прямой эфир» с замечательным человеком.

Бизюк Александр Павлович - кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент кафедры 1-го Медицинского университета.

 

И мой первый вопрос кто такой нейропсихолог, чем занимается этот специалист, и вообще что значит нейропсихолог?

* Нейропсихолог, конечно, - это, прежде всего психолог, то есть он должен прежде всего иметь психологическое образование, но сверх всего прочего основной, как бы, предмет деятельности и профессиональной и размышлений нейропсихолога - это конечно связь между психическими процессами и отдельными системами головного мозга.

Если говорить о детях, то, это, как правило, какие-то формы дизонтогенеза.

 

Вот, это скажем основная предметная сфера.

Но, помимо собственно диагностики, очень важное место занимает коррекция или реабилитация, то есть восстановление ранее утраченных технических функций.

 

Вот это примерно такими крупными мазками, чем занимается нейропсихолог.

 

Когда следует обращаться к нейропсихологу, то есть, в каких случаях?

* Ну, во-первых, самих нейропсихологов, которые получили соответствующее образование и подготовку не так уж много, к сожалению, потому что востребованность этой профессии весьма велика.

И она действительно очень велика по отношению к детскому контингенту, потому что число детей с какими-то недостатками мозговых структур по разным причинам, оно, к сожалению, имеет тенденцию расти.

 

Часть озабоченности, она начинает появляться у родителей в каком-то дошкольном возрасте, когда родители отчетливо видят, что их ребенок по своим возрастным качествам заметно отличается, вызывает настороженность, от своих сверстников отстает либо в моторном развитии, либо в когнитивном развитии, либо в способности ориентироваться во внешней среде, либо в каких-то взаимоотношениях со сверстниками или со старшими детишками.

 

Ну и наконец, принципиально важным моментом являются те случаи, когда возникает вопрос о возможности обучения ребенка, так сказать, в обычной школе или же в качестве альтернативы необходимость, отправлять ребенка специфическим образовательным маршрутом.

 

То есть я правильно понимаю, родители обращаются к нейропсихологу, когда замечают нарушения в памяти, внимании, мышлении, воображении, когда нарушены взаимоотношения и когда встает вопрос с какими трудностями ребенок может справиться?

* Да.

 

То есть если у родителей есть некая тревога обоснованная, необоснованная, они обращаются к нейропсихологу?

* В этих случая они, как правило, обращаются либо к специальному психологу, либо к дефектологу, либо к нейропсихологу.

Вот специфика нейропсихолога как раз и заключается в том, что помимо оценки самих разных аспектов психический деятельности нейропсихолог еще старается вычленить те мозговые структуры или те морфофункциональные системы, которые несут ответственность за эти явные или неявные недостатки.

 

А это значит, что резко повышается и надежность тех коррекционных мероприятий, которые можно было бы построить с учетом этих знаний, а не просто с учетом знаний чистой психологии.

 

Ну вот тут как раз был такой вопрос, что может делать родитель дома, чего не может сделать нейропсихолог и наоборот, что может сделать только нейропсихолог, а не родитель.

* Вы знаете однозначно ответить на этот вопрос, наверно, невозможно.

 

Потому что по отношению к каждому конкретному ребенку, если, как говорится, все грамотно выстраивается, формируется та или другая программа, которая имеет внутреннюю логику того, что нужно делать сначала, чего нужно добиваться на начальных этапах, что нужно делать на втором, третьем, четвертом этапе и какая-то часть этого, она вот этих видов деятельности, она конечно осуществляется профессионалом, а родители могут осуществлять косвенный контроль, а какая-то часть.

 

Ну, скажем, связанная с организацией каких-то видов бытовой деятельности, с которыми ребенок раньше не справлялся, по рекомендации психолога или нейропсихолога какая-то часть этих вещей может осуществляться родителями.

 

С учетом того, что спектр таких детей очень разный, это может быть задержка психического развития, там церебрально-органического генеза, вот это может быть умственная отсталость, она, как вы знаете, имеет разные степени и это тоже накладывает отпечаток, на особенности того, что могут, делать родители или нет, это могут быть дети с расстройствами аутистического спектра, это могут быть дети с синдромом дефицита внимания, с гиперреактивностью, а они все разные, они разные даже в рамках умственной отсталости, а это накладывает естественно отпечаток, что позволительно, а что не позволительно.

Ответы на вопросы

Ответ ына вопросы А.П.Бизюка

Автор статьи А.П. Бизюк, -  кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент кафедры  1-го Медицинского университета. 

При поддержке Детского клинического психолог, нейропсихолога-  Татьяны Царевой