ЗПР - это задержка психического развития.
Это нарушение, как правило, не является клинической формой, а лишь замедленной формой развития, когда идет отставание психики и других функций: речевых, моторных, сенсорных.
ЗПР является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза.
Речевые нарушения при ЗПР обусловлены недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Очень часто, дети с ЗПР до 7-8-летнего возраста не наблюдаются у детского психиатра и идут к нему лишь тогда, когда появляются трудности в усвоении школьной программы.
У школьников начальных классов с ЗПР обычно более позднее развитие фразовой речи; у детей страдают причинно-следственные связи.
Также имеются затруднения в грамматическом оформлении предложений, словарный запас довольно скуден: дети плохо понимают и неточно употребляют близкие по значению слова.
Отмечается нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения.
Все это является одной из основных причин дисграфии.
У детей с ЗПР наблюдаются следующие виды дисграфии:
* дисграфия при нарушении языкового анализа и синтеза.
Этот вид дисграфии является самым распространённым; нарушения письма связаны с несформированностью процессов звукового анализа и синтеза, нарушением анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;
* дисграфия, связанная с нарушением фонематического распознавания (акустическая и артикуляторно - акустическая).
В основе этого вида дисграфии лежит несформированность дифференциации фонем, у детей с задержкой психического развития, чаще всего затруднена дифференциация свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
* оптическая дисграфия.
В основе этого вида лежит нарушение зрительно-пространственного анализа графических образов букв, определения их сходства и различия.
Причиной дисграфии у детей с ЗПР также может явиться и расстройство в пространственных и временных восприятиях.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР, работа по исправлению нарушений письменной речи, очень важна и необходима.