Почему ребенок не пользуется речью?

30.08.2019 в 16:08

Услышать первые слова ребенка мечтает каждая мама!

«Особенным» мамам приходится труднее всего: бороться за каждый звук, слово, работать, искать, реабилитировать и, конечно же, верить!

Верить, когда никто не верит в ребенка! И вот чудо!

Ребенок может произносить отдельные слова. Родители радостно записывают их в речевой дневник. Вот уже записано 10-30 слов. Родители замечают, что словарь расширяется, но ребенок не пользуется речью. Может неделями не произносить ни слова.

Знакомая ситуация?

Почему так происходит? Предлагаю разобраться:

У ребенка есть речь, но нет коммуникации. У ребенка нет потребности пользоваться речью. По первому крику или взмаху руки родители спешат дать желаемое. Зачем говорить, если без слов ребенок получает все, что захочет. У него нет мотивации говорить, ведь это трудно.

Мотивация – это основа развития речи и формирования коммуникативных навыков. Как найти мотивацию? Она везде! Ребенок тянется к любимой игрушке и топает ногой. Мама дает ребенку подсказку, как попросить: «дай!». Хвалит ребенка и отдает игрушку.

В следующий раз, в аналогичной ситуации, прежде чем дать полную подсказку «дай», скажите только начало слова «д..». Дайте понять, что ждете речевой реакции. Если ребенок не продолжил просьбу, то еще раз полностью подскажите «дай». Похвалите и отдайте игрушку. Со временем ребенок поймет, что сначала он должен попросить «дай», потом получит игрушку. Постепенно убираем речевую подсказку, в следующий раз не спешите подсказывать.

Подождите несколько секунд, возможно ребенок скажет «дай» сам. Если нет, то подскажите словом или жестом, подсказку ослабляем, со временем убирая совсем.

В первое время хорошо прорабатывать навык просьбы на мотивационной еде. Ее можно порезать на мелкие кусочки и ребенок, чтобы получить следующий кусочек, будет просить вновь и вновь.

Создаем коммуникативные соблазны.

Любимые игрушки убираем на открытые полки, повыше, ребенок видит игрушку, но сам достать не может.

Тогда у него будет повод обратиться с просьбой к Вам. Очень хорошо подходят для отработки навыка просить игрушки, в которых можно завершить цикл игры. Чтобы продолжить игру, ребенок будет вынужден попросить Вас включить игру или попросить деталь для продолжения игры. Например, пирамидка, по которой можно спускать шарики. Ребенок попросил шарик, Вы дали. Шарик скатился, сразу его забираете.

Малышу нужно попросить шарик, чтобы еще раз скатить его. Все это работает при условии, что ребенок хочет скатывать шарики с пирамиды, ему это очень нравится. Если интереса нет, то ищите любую другую мотивационную деятельность, которую можно прервать и возобновить по просьбе ребенка.

А если у ребенка нет речи, он не произносит звуки, то можно отрабатывать навык просьбы с помощью жестов, карточек PECS или других видов альтернативной коммуникации.

Очень хорошо мотивируют ребенка использовать речь игры, в которых ребенок дает инструкции, а мама или другой участник их выполняют! Например, перед малышом карточки с действиями, и он уже умеет их различать. Он выбирает карточку и командует: «мама прыгай, мама спи, мама беги»! Можно меняться ролями.

Итак, чтобы ребенок начал использовать речь, необходимо создать правильную речевую среду.

Отныне ребенку ничего не дается без речевой реакции, без жеста просьбы. Все члены семьи едины в этом подходе. Если мама последовательно и настойчиво мотивирует ребенка озвучивать просьбу, а папа и бабушка идут на поводу крика ребенка и дают желаемое, то результата не будет!

Семья – это команда и все должны сплотиться ради того, чтобы помочь ребенку общаться, просить, говорить!

Читай дальше: Нормы развития речи

Программы для запуска речи тут.

Получите консультацию специалиста

Автор статьи Анна Урюпина

Теги: речь